Детство и юность
Ян Амос Коменский появился на свет 28 марта 1592 в небольшом городке Нивнице в Южной Моравии. Он был самым младшим из пяти детей четы Коменских — набожных людей, которые были членами протестантской общины.
Когда Ян немного подрос, его отдали на обучение в братскую школу. В восьмилетнем возрасте Ян остался круглым сиротой: от чумы умерли его родители и две сестры. Мальчика взяли на воспитание родственники, который после обряда крещения в 1611 году получил второе имя — Амос.
Коменский продолжил обучение в Херборнской академии, затем — в Гейдельбергском университете. Еще в студенческие годы он приступил к написанию энциклопедии «Театр вещей», над которой работал вплоть до 1627 года. Параллельно Коменский трудился над полным словарем чешского языка — «Сокровищница чешского языка».
Работа учителем
После окончания Гейдельбергского университета Коменский отправился в небольшое путешествие по Нидерландам, после чего вернулся в родную Чехию. Он устроился в братскую школу учителем и стал преподавать детям латынь по собственной методике, описанной в «Правилах более легкой грамматики».
В 1616 году Коменский стал священником семейной Общины чешских братьев. Спустя время он стал управляющим Советом братской Общины, работал учителем-проповедником. Благодаря своим способностям уже через несколько лет Коменский стал одним из влиятельных членов братства.
В 1628 году в Чехии начались массовые гонения протестантов, и Коменский был вынужден эмигрировать с польский город Лешно. Здесь он преподавал в гимназии, занимал пост ректора национальной школы.
Коменский много времени уделял работе над теоретическим материалом по преподаванию. Им было написано много пособий и учебников, которые принесли ему известность и большой авторитет. Среди них « Дидактика», «Великая дидактика», «Материнская школа», «Открытая дверь к языкам» и многие другие.
Биография — КОМЕНСКИЙ ЯН АМОС (1592-1670)
Ян Амос Коменский – выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. Появился на свет в протестантской семье, входившей в Общину чешских братьев (с ней будет связана вся его дальнейшая биография). Произошло это в чешском городке Нивница 28 марта 1592 г. Эпидемия чумы рано сделала мальчика круглым сиротой.
Первоначальное образование Ян получал в принадлежавшей братству школе, затем, с 1608 по 1610 г., — в латинской. Чрезвычайно скучный процесс обучения пробудил в старшекласснике первые мысли о необходимости реформ в этой сфере. Следующими учебными заведения для молодого Коменского стали Герборнская академия, с 1613 г. – Гейдельбергский университет, где он изучал богословие. В 1612 г. он берется за фундаментальную работу по составлению полного словаря чешского языка, чтобы посвятить «Сокровищнице чешского языка» 44 года жизни. После окончания университета он ненадолго отправляется в путешествие по Нидерландам, а по возвращении в Чехию, в г. Пшеров, устраивается в братскую школу учителем, преподавая латынь по собственной методике.
В 1616 г. Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев, затем управляющим Советом братской Общины, учителем-проповедником, и через несколько лет становится одним из видных руководителей братства. В биографии этого великого человека немаловажную роль играло вмешательство внешних враждебных обстоятельств, не раз ему приходилось терять самое ценное, что у него было, скитаться за пределами Чехии из-за войн, религиозно-политического преследования. Так, его первая супруга и двое маленьких сыновей стали жертвою чумы. Из-за гонений протестантов Коменский был вынужден в 1628 г. эмигрировать в польский город Лешно.
Там он работал в гимназии, был ректором национальной школы, параллельно работая над сочинениями, которые впоследствии принесли ему известность и огромный авторитет. Одно из них – «Дидактика» на чешском языке, которую он позднее перепишет на латыни под названием «Великая дидактика». В этот же период им был написан ряд учебников, а также «Материнская школа» (1632) — руководство по семейному воспитанию, ставшее первым в истории.
С 1650 по 1654 г. Ян Амос Коменский по приглашению князя Сигизмунда Ракоци живет в Венгрии, где занимается реформированием школьного образования, преподает в г. Шарош-Патак по новой системе, после чего снова возвращается в Лешно. В апреле 1656 г. польский город разрушают, предавая огню, шведы. Все, что было нажито Коменским за почти три десятка лет, включая дом и большую часть рукописей, сгорело, а сам он вынужден был после начавшегося истребления протестантов в очередной раз бежать.
В качестве нового места жительства Ян Амос Коменский выбрал среди многочисленных предложений Амстердам, куда его пригласил сенат, где и жил с 1657 г. до смерти. Там его материально поддерживал сын давнишнего покровителя, благодаря чему педагог-мыслитель мог спокойно работать над написанием и изданием трудов. В 1657-1658 гг. публикуются давно написанные 4 тома «Великой дидактики», которые произвели настоящий фурор. В 1658 г. увидел свет «Мир чувственных вещей в картинках», который стал первым в истории учебником, снабженным иллюстрациями.
Я.А. Коменский не прекращал научной деятельности почти до смерти, последние сочинения писались уже под его диктовку. Педагогическое наследие ученого в значительной степени повлияло на мировую педагогику и практику работы школ; в современной теории обучения можно найти немало его дидактических постулатов. 15 ноября 1670 г. Ян Амос Коменский скончался.
Жан Жак Руссо — французский писатель и философ, представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость в сочинениях «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…» (1755), «Об общественном договоре» (1762).
Ж. Ж. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), а также «Исповедь» (издание 1782-1789), ставящие в , духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе. «Пигмалион» (издание 1771) — ранний образец мелодрамы.
Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.
Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712, Женева. Скончался 2 июля 1778, в Эрменонвиле.
Руссо в Париже
В 1742 Жан Жак Руссо переселился в столицу Франции. Здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой им реформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей. Руссо выступил с докладом на заседании королевской Академии наук, а затем апеллировал к публике, издав «Диссертацию о современной музыке» (1743). К этому времени относится и его встреча с Дени Дидро, в котором он сразу распознал светлый, чуждый мелочности ум, склонный к серьезным и независимым философским раздумьям.
В 1743 Руссо получил назначение на должность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако, не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744). В 1745 он познакомился с Терезой Левассер, простой и многострадальной женщиной, ставшей спутницей его жизни. Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их было пятеро), Руссо отдавал их в воспитательный дом.
«Энциклопедия»
В конце 1749 Дени Дидро привлек Руссо к работе над «Энциклопедией» , для которой тот написал 390 статей, прежде всего, по теории музыки. Репутация Жан Жака Руссо как музыканта возросла после его комической оперы «Сельский колдун», поставленной при дворе в 1752 и в парижской опере в 1753.
В 1749 Руссо принял участие в конкурсе на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», организованном Дижонской Академией. В «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии — конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие.
Жан Жак Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса, считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Работа принесла ему победу на конкурсе, а также широкую известность. В 1754 на второй конкурс Дижонской Академии Руссо представил «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755). В нем он противопоставил так называемое первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному).
Конфликт с энциклопедистами
В 1750-х гг. Ж. Ж. Руссо все более отдалялся от парижских литературных салонов. В 1754 он побывал в Женеве, где вновь стал кальвинистом и восстановил себя в гражданских правах. По возвращении во Францию Руссо избрал уединенный образ жизни. 1756-62 годы он провел в сельской местности близ Монморанси (под Парижем), сначала в павильоне, отведенном ему мадам д’Эпине (подругой Фридриха Мельхиора Гримма, автора знаменитой «Литературной корреспонденции», с которым Руссо близко сошелся еще в 1749), затем в загородном доме маршала де Люксембурга.
Однако отношения Руссо с Дидро и Гриммом постепенно охлаждались. В пьесе «Побочный сын» (1757) Дидро высмеял отшельников, а Жан Жак Руссо воспринял это как личное оскорбление. Затем Руссо воспылал страстью к невестке мадам д’Эпине, графине Софи д’Удето, которая была любовницей Жана-Франсуа де Сен-Ламбера, энциклопедиста, близкого друга Дидро и Гримма. Друзья сочли поведение Руссо недостойным, а сам он не считал себя виновным.
Преклонение перед мадам д’Удето вдохновило его на «Новую Элоизу» (1761), шедевр сентиментализма, роман о трагической любви, воспевавший искренность в человеческих отношениях и счастье простой сельской жизни. Нараставшее расхождение Жан Жака Руссо с энциклопедистами объяснялось не только обстоятельствами личной жизни, но и различиями в их философских взглядах. В «Письме к Д’Аламберу о спектаклях» (1758) Руссо утверждал, что атеизм и добродетель несовместимы. Вызвав возмущение многих, в том числе Дидро и Вольтера, он поддержал критиков статьи «Женева», опубликованной Д’Аламбером за год перед этим в 7 томе «Энциклопедии».
Теория нравственных чувств
В педагогическом романе «Эмиль или о Воспитании» (1762) Жан Жак Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.
«Общественный договор»
Между тем, именно общество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо — «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762). Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Жан Жак Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Таким образом, философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих его прежних друзей.
Последние годы
Проповедь Руссо была встречена одинаково враждебно в самых различных кругах. «Эмиль» был осужден Парижским парламентом (1762), автор был вынужден бежать из Франции. В Женеве были сожжены и «Эмиль» и «Общественный договор», а Руссо был объявлен вне закона.
В 1762-67 Жан Жак Руссо скитался вначале по Швейцарии, затем оказался в Англии. В 1770, достигнув европейской известности, Руссо вернулся в Париж, где ему уже ничто не угрожало. Там он завершил работу над «Исповедью» (1782-1789). Обуреваемый манией преследования, Руссо удалился в Эрменонвиль под Санлисом, где провел последние месяцы своей жизни на попечении маркиза де Жирардена, который и похоронил его на острове в собственном парке.
В 1794, в период Якобинской диктатуры, останки Жан Жака Руссо были перенесены в Пантеон. Якобинцы обосновали с помощью его идей не только культ Верховного Существа, но и террор.
Преобразования Коменского
В 1650 году по приглашению Сигизмунда Ракоци Коменский переехал в Венгрию, чтобы заняться реформированием школьного образования. Здесь он преподавал в одной из местных школ по новой системе, обладая полной свободой действий.
Коменский приступил к написанию иллюстрированной работы «Чувственный мир в картинках», которая стала настоящим прорывом в педагогике. Ян Коменский впервые стал использовать картинки для изучения языков, полагая, что «слова должны сопровождаться вещами, и не могут изучаться отдельно от них».
Стремясь пробудить в детях искренний интерес к знаниям, Ян Коменский использовал метод драматизации учебного материала, включал в него интересные факты. Им было написано несколько пьес, основанных на его книге «Открытая дверь к языкам». Так, Коменский стал первым педагогом, который в легкой игровой форме пытался преподносить учебный материал своим ученикам.
КО́МЕ́НСКИЙ
КО́МЕ́НСКИЙ (Komenský, Comenius) Ян Амос [28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия) – 15.11.1670, Амстердам], чеш. мыслитель-гуманист, педагог, обществ. деятель. Родился в семье члена протестантской общины чешских братьев. Учился в Херборнской академии и Гейдельбергском ун-те (1611–14). В 1614–1620 преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия), где в 1618 избран священником. В 1650 стал первым епископом чешских братьев, вместе с которыми подвергался гонениям; с 1628 жил в изгнании в Польше (г. Лешно), Венгрии, Швеции, Голландии.
Филос. взгляды К. сложились во многом под влиянием идей Ф. Бэкона и Х. Л. Вивеса. В ранней работе «Спорные вопросы, собранные в саду философии» (1613) К. выделял три источника познания: чувства, разум и Священное Писание, считая, что «нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущении, как нет ничего в вере, чего раньше не было бы в уме».
Ещё в период обучения К. собрал огромный языковой материал к кн. «Клад чешского языка» (рукопись сгорела в 1656), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чеш. стихосложения (трактат «О чешской поэзии» – «O poezii ceske», 1620). Острая сатира на европ. общество времён Тридцатилетней войны 1618–48 содержится в соч. «Лабиринт мира и рай сердца» («Labirynt swěta a ràȷ̀ srdce», 1623, опубл. в 1631, рус. пер. 1896), поэтика которого (в первую очередь образы лабиринта и искажающих картину реальности очков) во многом перекликается с произведениями литературы европ. маньеризма и барокко.
Видя путь к исправлению мира в совершенствовании системы воспитания и образования людей, К. изложил проект всесторонней педагогич. реформы и универсального обучения в сочинениях на чеш. яз. «Дидактика» (1628–32, опубл. в 1649; её переработанный в 1631–32 вариант был назван им «Рай церкви, или Рай чешский») и на лат. яз. «Великая дидактика» («Didactica magna», 1633–1638, опубл. в 1657, рус. пер. 1875–77). «Информаторий материнской школы» стал первой теорией дошкольного воспитания детей. К. создал единую систему образования и наметил её структуру: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение Священного Писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет – латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии, наряду с традиционными семью свободными искусствами, К. вводил естествознание, историю, географию). Наконец, в каждом государстве должна быть академия – высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет (к этой системе в позднейшей «Панпедии» К. добавил «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь). Вначале К. отдавал предпочтение предметному принципу преподавания и подготовил ряд учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Придя к убеждению, что человек должен получить целостную систему знаний о природе, человеке и духовном мире, он создал учебник «Открытая дверь к языкам» («Janua linguarum reserata», 1631), переведённый на 16 языков. Проект энциклопедич. системы знания – пансофии («Предвестник всеобщей мудрости» – «Pansophiæ Prodromus», 1639, рус. пер. 1939) был поддержан в Англии и Франции, англ. парламент даже принял постановление об организации учёной коллегии для разработки «Пансофии», но этому помешала гражд. война.
Приглашённый в 1640-х гг. в Швецию для проведения школьной реформы, К. подготовил учебники лат. яз. для швед. школ: «Преддверие латинского языка» («Vestibulum latinæ linguæ»), «Зал латинизма» («Atrium linguæ latinæ », 1643–1649, опубл. в 1649) и др. С 1650 проводил реформу школ в Венгрии, где в Шарошпатаке пытался частично реализовать свою идею устройства школы, обосновав её принципы в соч. «Пансофическая школа» (1651). Иллюстрированный учебник лат. яз. для начинающих «Мир чувственных вещей в картинках» («Orbis sensualium pictus», 1658, рус. пер. 1768) стал обязательной учебной книгой по «Уставу народных училищ в Российской империи» (1786).
С 1656 К. жил в Амстердаме, где подготовил 4-томное собрание своих лат. педагогич. сочинений. Начатый в 1644 труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» («De rerum humanarum emendatione consultatio catholica», ч. 1–2, 1662, полностью издан в 1966 в Праге), ставший итогом его филос.-педагогич. и социально-реформаторских планов, представляет собой грандиозный проект улучшения обществ. жизни и междунар. отношений через установление всеобщего мира и веротерпимости, выравнивания экономического и культурного уровня всех народов, всеобщего обучения и воспитания, одинакового для всех людей. Произведение состоит из нескольких частей, посвящённых всеобщему «пробуждению» («Панегерсия»), «просвещению» («Панавгия»), «всеобщей мудрости» («Пансофия»), всеобщему «устроению» («Пантаксия») и «воспитанию» («Панпедия»), для повышения эффективности которого и обеспечения сотрудничества между народами К. предлагал создать «всеобщий язык» («Панглотия»). «Всеобщее исправление» («Панортосия») завершает этот проект полного преобразования всех сфер человеческой деятельности (прежде всего философии, религии и политики), причём самоисправление каждого отд. человека связывалось К. с исправлением осн. обществ. институтов (семьи, школы, церкви, государства). Идеи К. оказали громадное воздействие на всё последующее развитие европ. педагогики.
Последние годы жизни
В краткой биографии Яна Амроса Коменского были и трагические моменты: после возвращению в Лешно писатель пережил страшное потрясение — польский город был до основания разрушен шведами. Все, что было нажито педагогом за три десятка лет честной работы, было предано огню, а сам он был вынужден бежать после начала травли протестантов.
Так в 1657 году Ян Коменский оказался в Амстердаме, где жил до самой смерти. Заручившись поддержкой сената, он смог спокойной заниматься научной деятельностью, публиковать ранее написанные им работы. Даже в преклонном возрасте Коменский не прекращал активно работать. Итогом жизни педагога стало сочинение «Единственно необходимое».
Скончался Ян Амос Коменский 15 ноября 1670 года в возрасте 78 лет.