Биография Яна Амоса Коменского


Детство и юность

Ян Амос Коменский появился на свет 28 марта 1592 в небольшом городке Нивнице в Южной Моравии. Он был самым младшим из пяти детей четы Коменских — набожных людей, которые были членами протестантской общины.

Когда Ян немного подрос, его отдали на обучение в братскую школу. В восьмилетнем возрасте Ян остался круглым сиротой: от чумы умерли его родители и две сестры. Мальчика взяли на воспитание родственники, который после обряда крещения в 1611 году получил второе имя — Амос.

Коменский продолжил обучение в Херборнской академии, затем — в Гейдельбергском университете. Еще в студенческие годы он приступил к написанию энциклопедии «Театр вещей», над которой работал вплоть до 1627 года. Параллельно Коменский трудился над полным словарем чешского языка — «Сокровищница чешского языка».

Работа учителем

После окончания Гейдельбергского университета Коменский отправился в небольшое путешествие по Нидерландам, после чего вернулся в родную Чехию. Он устроился в братскую школу учителем и стал преподавать детям латынь по собственной методике, описанной в «Правилах более легкой грамматики».

В 1616 году Коменский стал священником семейной Общины чешских братьев. Спустя время он стал управляющим Советом братской Общины, работал учителем-проповедником. Благодаря своим способностям уже через несколько лет Коменский стал одним из влиятельных членов братства.

В 1628 году в Чехии начались массовые гонения протестантов, и Коменский был вынужден эмигрировать с польский город Лешно. Здесь он преподавал в гимназии, занимал пост ректора национальной школы.

Коменский много времени уделял работе над теоретическим материалом по преподаванию. Им было написано много пособий и учебников, которые принесли ему известность и большой авторитет. Среди них « Дидактика», «Великая дидактика», «Материнская школа», «Открытая дверь к языкам» и многие другие.

Биография — КОМЕНСКИЙ ЯН АМОС (1592-1670)

Ян Амос Коменский – выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. Появился на свет в протестантской семье, входившей в Общину чешских братьев (с ней будет связана вся его дальнейшая биография). Произошло это в чешском городке Нивница 28 марта 1592 г. Эпидемия чумы рано сделала мальчика круглым сиротой.

Первоначальное образование Ян получал в принадлежавшей братству школе, затем, с 1608 по 1610 г., — в латинской. Чрезвычайно скучный процесс обучения пробудил в старшекласснике первые мысли о необходимости реформ в этой сфере. Следующими учебными заведения для молодого Коменского стали Герборнская академия, с 1613 г. – Гейдельбергский университет, где он изучал богословие. В 1612 г. он берется за фундаментальную работу по составлению полного словаря чешского языка, чтобы посвятить «Сокровищнице чешского языка» 44 года жизни. После окончания университета он ненадолго отправляется в путешествие по Нидерландам, а по возвращении в Чехию, в г. Пшеров, устраивается в братскую школу учителем, преподавая латынь по собственной методике.

В 1616 г. Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев, затем управляющим Советом братской Общины, учителем-проповедником, и через несколько лет становится одним из видных руководителей братства. В биографии этого великого человека немаловажную роль играло вмешательство внешних враждебных обстоятельств, не раз ему приходилось терять самое ценное, что у него было, скитаться за пределами Чехии из-за войн, религиозно-политического преследования. Так, его первая супруга и двое маленьких сыновей стали жертвою чумы. Из-за гонений протестантов Коменский был вынужден в 1628 г. эмигрировать в польский город Лешно.

Там он работал в гимназии, был ректором национальной школы, параллельно работая над сочинениями, которые впоследствии принесли ему известность и огромный авторитет. Одно из них – «Дидактика» на чешском языке, которую он позднее перепишет на латыни под названием «Великая дидактика». В этот же период им был написан ряд учебников, а также «Материнская школа» (1632) — руководство по семейному воспитанию, ставшее первым в истории.

С 1650 по 1654 г. Ян Амос Коменский по приглашению князя Сигизмунда Ракоци живет в Венгрии, где занимается реформированием школьного образования, преподает в г. Шарош-Патак по новой системе, после чего снова возвращается в Лешно. В апреле 1656 г. польский город разрушают, предавая огню, шведы. Все, что было нажито Коменским за почти три десятка лет, включая дом и большую часть рукописей, сгорело, а сам он вынужден был после начавшегося истребления протестантов в очередной раз бежать.

В качестве нового места жительства Ян Амос Коменский выбрал среди многочисленных предложений Амстердам, куда его пригласил сенат, где и жил с 1657 г. до смерти. Там его материально поддерживал сын давнишнего покровителя, благодаря чему педагог-мыслитель мог спокойно работать над написанием и изданием трудов. В 1657-1658 гг. публикуются давно написанные 4 тома «Великой дидактики», которые произвели настоящий фурор. В 1658 г. увидел свет «Мир чувственных вещей в картинках», который стал первым в истории учебником, снабженным иллюстрациями.

Я.А. Коменский не прекращал научной деятельности почти до смерти, последние сочинения писались уже под его диктовку. Педагогическое наследие ученого в значительной степени повлияло на мировую педагогику и практику работы школ; в современной теории обучения можно найти немало его дидактических постулатов. 15 ноября 1670 г. Ян Амос Коменский скончался.

Жан Жак Руссо — французский писатель и философ, представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость в сочинениях «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…» (1755), «Об общественном договоре» (1762).

Ж. Ж. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), а также «Исповедь» (издание 1782-1789), ставящие в , духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе. «Пигмалион» (издание 1771) — ранний образец мелодрамы.

Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712, Женева. Скончался 2 июля 1778, в Эрменонвиле.

Руссо в Париже

В 1742 Жан Жак Руссо переселился в столицу Франции. Здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой им реформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей. Руссо выступил с докладом на заседании королевской Академии наук, а затем апеллировал к публике, издав «Диссертацию о современной музыке» (1743). К этому времени относится и его встреча с Дени Дидро, в котором он сразу распознал светлый, чуждый мелочности ум, склонный к серьезным и независимым философским раздумьям.

В 1743 Руссо получил назначение на должность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако, не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744). В 1745 он познакомился с Терезой Левассер, простой и многострадальной женщиной, ставшей спутницей его жизни. Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их было пятеро), Руссо отдавал их в воспитательный дом.

«Энциклопедия»

В конце 1749 Дени Дидро привлек Руссо к работе над «Энциклопедией» , для которой тот написал 390 статей, прежде всего, по теории музыки. Репутация Жан Жака Руссо как музыканта возросла после его комической оперы «Сельский колдун», поставленной при дворе в 1752 и в парижской опере в 1753.

В 1749 Руссо принял участие в конкурсе на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», организованном Дижонской Академией. В «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии — конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие.

Жан Жак Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса, считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Работа принесла ему победу на конкурсе, а также широкую известность. В 1754 на второй конкурс Дижонской Академии Руссо представил «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755). В нем он противопоставил так называемое первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному).

Конфликт с энциклопедистами

В 1750-х гг. Ж. Ж. Руссо все более отдалялся от парижских литературных салонов. В 1754 он побывал в Женеве, где вновь стал кальвинистом и восстановил себя в гражданских правах. По возвращении во Францию Руссо избрал уединенный образ жизни. 1756-62 годы он провел в сельской местности близ Монморанси (под Парижем), сначала в павильоне, отведенном ему мадам д’Эпине (подругой Фридриха Мельхиора Гримма, автора знаменитой «Литературной корреспонденции», с которым Руссо близко сошелся еще в 1749), затем в загородном доме маршала де Люксембурга.

Однако отношения Руссо с Дидро и Гриммом постепенно охлаждались. В пьесе «Побочный сын» (1757) Дидро высмеял отшельников, а Жан Жак Руссо воспринял это как личное оскорбление. Затем Руссо воспылал страстью к невестке мадам д’Эпине, графине Софи д’Удето, которая была любовницей Жана-Франсуа де Сен-Ламбера, энциклопедиста, близкого друга Дидро и Гримма. Друзья сочли поведение Руссо недостойным, а сам он не считал себя виновным.

Преклонение перед мадам д’Удето вдохновило его на «Новую Элоизу» (1761), шедевр сентиментализма, роман о трагической любви, воспевавший искренность в человеческих отношениях и счастье простой сельской жизни. Нараставшее расхождение Жан Жака Руссо с энциклопедистами объяснялось не только обстоятельствами личной жизни, но и различиями в их философских взглядах. В «Письме к Д’Аламберу о спектаклях» (1758) Руссо утверждал, что атеизм и добродетель несовместимы. Вызвав возмущение многих, в том числе Дидро и Вольтера, он поддержал критиков статьи «Женева», опубликованной Д’Аламбером за год перед этим в 7 томе «Энциклопедии».

Теория нравственных чувств

В педагогическом романе «Эмиль или о Воспитании» (1762) Жан Жак Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

«Общественный договор»

Между тем, именно общество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо — «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762). Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Жан Жак Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Таким образом, философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих его прежних друзей.

Последние годы

Проповедь Руссо была встречена одинаково враждебно в самых различных кругах. «Эмиль» был осужден Парижским парламентом (1762), автор был вынужден бежать из Франции. В Женеве были сожжены и «Эмиль» и «Общественный договор», а Руссо был объявлен вне закона.

В 1762-67 Жан Жак Руссо скитался вначале по Швейцарии, затем оказался в Англии. В 1770, достигнув европейской известности, Руссо вернулся в Париж, где ему уже ничто не угрожало. Там он завершил работу над «Исповедью» (1782-1789). Обуреваемый манией преследования, Руссо удалился в Эрменонвиль под Санлисом, где провел последние месяцы своей жизни на попечении маркиза де Жирардена, который и похоронил его на острове в собственном парке.

В 1794, в период Якобинской диктатуры, останки Жан Жака Руссо были перенесены в Пантеон. Якобинцы обосновали с помощью его идей не только культ Верховного Существа, но и террор.

Преобразования Коменского

В 1650 году по приглашению Сигизмунда Ракоци Коменский переехал в Венгрию, чтобы заняться реформированием школьного образования. Здесь он преподавал в одной из местных школ по новой системе, обладая полной свободой действий.

Коменский приступил к написанию иллюстрированной работы «Чувственный мир в картинках», которая стала настоящим прорывом в педагогике. Ян Коменский впервые стал использовать картинки для изучения языков, полагая, что «слова должны сопровождаться вещами, и не могут изучаться отдельно от них».

Стремясь пробудить в детях искренний интерес к знаниям, Ян Коменский использовал метод драматизации учебного материала, включал в него интересные факты. Им было написано несколько пьес, основанных на его книге «Открытая дверь к языкам». Так, Коменский стал первым педагогом, который в легкой игровой форме пытался преподносить учебный материал своим ученикам.

КО́МЕ́НСКИЙ

КО́МЕ́НСКИЙ (Komenský, Comenius) Ян Амос [28.3.1592, Нив­ни­це, ны­не близ Угер­ске-Гра­диш­те (Че­хия) – 15.11.1670, Ам­стер­дам], чеш. мыс­ли­тель-гу­ма­нист, пе­да­гог, об­ществ. дея­тель. Ро­дил­ся в се­мье чле­на про­тес­тант­ской об­щи­ны чеш­ских брать­ев. Учил­ся в Хер­борн­ской ака­де­мии и Гей­дель­берг­ском ун-те (1611–14). В 1614–1620 пре­по­да­вал и был про­по­вед­ни­ком в Прше­ро­ве, за­тем в Фуль­не­ке (Мо­ра­вия), где в 1618 из­бран свя­щен­ни­ком. В 1650 стал пер­вым епи­ско­пом чеш­ских брать­ев, вме­сте с ко­то­ры­ми под­вер­гал­ся го­не­ни­ям; с 1628 жил в из­гна­нии в Поль­ше (г. Леш­но), Венг­рии, Шве­ции, Гол­лан­дии.

Фи­лос. взгля­ды К. сло­жи­лись во мно­гом под влия­ни­ем идей Ф. Бэ­ко­на и Х. Л. Ви­ве­са. В ран­ней ра­бо­те «Спор­ные во­про­сы, со­б­ран­ные в са­ду фи­ло­со­фии» (1613) К. вы­де­лял три ис­точ­ни­ка по­зна­ния: чув­ст­ва, ра­зум и Свя­щен­ное Пи­са­ние, счи­тая, что «нет ни­че­го в уме, че­го рань­ше не бы­ло бы в ощу­ще­нии, как нет ни­че­го в ве­ре, че­го рань­ше не бы­ло бы в уме».

Ещё в пе­ри­од обу­че­ния К. со­брал ог­ром­ный язы­ко­вой ма­те­ри­ал к кн. «Клад чеш­ско­го язы­ка» (ру­ко­пись сго­ре­ла в 1656), про­бо­вал се­бя в ду­хов­ной по­эзии, за­ни­мал­ся тео­ри­ей чеш. сти­хо­сло­же­ния (трак­тат «О чеш­ской по­эзии» – «O poe­zii ceske», 1620). Ост­рая са­ти­ра на ев­роп. об­ще­ст­во вре­мён Три­дца­ти­лет­ней вой­ны 1618–48 со­дер­жит­ся в соч. «Ла­би­ринт ми­ра и рай серд­ца» («Labirynt swěta a ràȷ̀ srdce», 1623, опубл. в 1631, рус. пер. 1896), по­эти­ка ко­то­ро­го (в пер­вую оче­редь об­ра­зы ла­би­рин­та и ис­ка­жаю­щих кар­ти­ну ре­аль­но­сти оч­ков) во мно­гом пе­ре­кли­ка­ет­ся с про­из­ве­де­ния­ми ли­те­ра­ту­ры ев­роп. мань­е­риз­ма и ба­рок­ко.

Ви­дя путь к ис­прав­ле­нию ми­ра в со­вер­шен­ст­во­ва­нии сис­те­мы вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния лю­дей, К. из­ло­жил про­ект все­сто­рон­ней пе­да­го­гич. ре­фор­мы и уни­вер­саль­но­го обу­че­ния в со­чи­не­ни­ях на чеш. яз. «Ди­дак­ти­ка» (1628–32, опубл. в 1649; её пе­ре­ра­бо­тан­ный в 1631–32 ва­ри­ант был на­зван им «Рай церк­ви, или Рай чеш­ский») и на лат. яз. «Ве­ли­кая ди­дак­ти­ка» («Didactica magna», 1633–1638, опубл. в 1657, рус. пер. 1875–77). «Ин­фор­ма­то­рий ма­те­рин­ской шко­лы» стал пер­вой тео­ри­ей до­шко­ль­но­го вос­пи­та­ния де­тей. К. соз­дал еди­ную сис­те­му об­ра­зо­ва­ния и на­ме­тил её струк­ту­ру: ма­те­рин­ская шко­ла (вос­пи­та­ние в се­мье под ру­ко­во­дством ма­те­ри до 6 лет), шко­ла род­но­го язы­ка для де­тей от 6 до 12 лет (изу­че­ние род­но­го язы­ка, ариф­ме­ти­ки, эле­мен­тов гео­мет­рии, гео­гра­фии, при­ро­до­ве­де­ния, чте­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния, зна­ком­ст­во с важ­ней­ши­ми ре­мёс­ла­ми), в круп­ных го­ро­дах для наи­бо­лее спо­соб­ных уча­щих­ся с 12 до 18 лет – ла­тин­ская шко­ла или гим­на­зия (в учеб­ный план гим­на­зии, на­ря­ду с тра­ди­ци­он­ны­ми семью сво­бод­ны­ми ис­кус­ст­ва­ми, К. вво­дил ес­те­ст­во­зна­ние, ис­то­рию, гео­гра­фию). На­ко­нец, в ка­ж­дом го­су­дар­ст­ве долж­на быть ака­де­мия – выс­шая шко­ла для мо­ло­дё­жи с 18 до 24 лет (к этой сис­те­ме в позд­ней­шей «Пан­пе­дии» К. до­ба­вил «шко­лы зре­ло­го воз­рас­та и ста­рос­ти», в ко­то­рых «пре­по­да­ёт» са­ма жизнь). Вна­ча­ле К. от­да­вал пред­поч­те­ние пред­мет­но­му прин­ци­пу пре­по­да­ва­ния и под­го­то­вил ряд учеб­ни­ков по фи­зи­ке, гео­мет­рии, гео­де­зии, гео­гра­фии, ас­тро­но­мии, ис­то­рии. При­дя к убе­ж­де­нию, что че­ло­век дол­жен по­лу­чить це­ло­ст­ную сис­те­му зна­ний о при­ро­де, че­ло­ве­ке и ду­хов­ном ми­ре, он соз­дал учеб­ник «От­кры­тая дверь к язы­кам» («Janua lin­gua­rum re­serata», 1631), пе­ре­ве­дён­ный на 16 язы­ков. Про­ект эн­цик­ло­пе­дич. сис­те­мы зна­ния – пан­со­фии («Пред­вест­ник все­об­щей муд­ро­сти» – «Pansophiæ Prod­ro­mus», 1639, рус. пер. 1939) был под­дер­жан в Анг­лии и Фран­ции, англ. пар­ла­мент да­же при­нял по­ста­нов­ле­ние об ор­га­ни­за­ции учё­ной кол­ле­гии для раз­ра­бот­ки «Пан­со­фии», но это­му по­ме­ша­ла гражд. вой­на.

При­гла­шён­ный в 1640-х гг. в Шве­цию для про­ве­де­ния школь­ной ре­фор­мы, К. под­го­то­вил учеб­ни­ки лат. яз. для швед. школ: «Пред­две­рие ла­тин­ско­го язы­ка» («Vestibulum latinæ linguæ»), «Зал ла­ти­низ­ма» («Atrium linguæ latinæ », 1643–1649, опубл. в 1649) и др. С 1650 про­во­дил ре­фор­му школ в Венг­рии, где в Ша­рош­па­та­ке пы­тал­ся час­тич­но реа­ли­зо­вать свою идею уст­рой­ст­ва шко­лы, обос­но­вав её прин­ци­пы в соч. «Пан­со­фи­че­ская шко­ла» (1651). Ил­лю­ст­ри­ро­ван­ный учеб­ник лат. яз. для на­чи­наю­щих «Мир чув­ст­вен­ных ве­щей в кар­тин­ках» («Orbis sensualium pictus», 1658, рус. пер. 1768) стал обя­за­тель­ной учеб­ной кни­гой по «Ус­та­ву на­род­ных учи­лищ в Рос­сий­ской им­пе­рии» (1786).

С 1656 К. жил в Ам­стер­да­ме, где под­го­то­вил 4-том­ное со­б­ра­ние сво­их лат. пе­да­го­гич. со­чи­не­ний. На­ча­тый в 1644 труд «Все­об­щий со­вет об ис­прав­ле­нии дел че­ло­ве­че­ских» («De rerum humanarum emen­datione consultatio catholica», ч. 1–2, 1662, пол­но­стью из­дан в 1966 в Пра­ге), став­ший ито­гом его фи­лос.-пе­да­го­гич. и со­ци­аль­но-ре­фор­ма­тор­ских пла­нов, пред­став­ля­ет со­бой гран­ди­оз­ный про­ект улуч­ше­ния об­ществ. жиз­ни и ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ний че­рез ус­та­нов­ле­ние все­об­ще­го ми­ра и ве­ро­тер­пи­мо­сти, вы­рав­ни­ва­ния эко­но­ми­че­ско­го и куль­тур­но­го уров­ня всех на­ро­дов, все­об­ще­го обу­че­ния и вос­пи­та­ния, оди­на­ко­во­го для всех лю­дей. Про­из­ве­де­ние со­сто­ит из не­сколь­ких час­тей, по­свя­щён­ных все­об­ще­му «про­бу­ж­де­нию» («Па­не­гер­сия»), «про­све­ще­нию» («Па­нав­гия»), «все­об­щей муд­ро­сти» («Пан­со­фия»), все­об­ще­му «уст­рое­нию» («Пан­так­сия») и «вос­пи­та­нию» («Пан­пе­дия»), для по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти ко­то­ро­го и обес­пе­че­ния со­труд­ни­че­ст­ва ме­ж­ду на­ро­да­ми К. пред­ла­гал соз­дать «все­об­щий язык» («Панг­ло­тия»). «Все­об­щее ис­прав­ле­ние» («Па­нор­то­сия») за­вер­ша­ет этот про­ект пол­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния всех сфер че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти (пре­ж­де все­го фи­ло­со­фии, ре­ли­гии и по­ли­ти­ки), при­чём са­мо­ис­прав­ле­ние ка­ж­до­го отд. че­ло­ве­ка свя­зы­ва­лось К. с ис­прав­ле­ни­ем осн. об­ществ. ин­сти­ту­тов (се­мьи, шко­лы, церк­ви, го­су­дар­ст­ва). Идеи К. ока­за­ли гро­мад­ное воз­дей­ст­вие на всё по­сле­дую­щее раз­ви­тие ев­роп. пе­да­го­ги­ки.

Последние годы жизни

В краткой биографии Яна Амроса Коменского были и трагические моменты: после возвращению в Лешно писатель пережил страшное потрясение — польский город был до основания разрушен шведами. Все, что было нажито педагогом за три десятка лет честной работы, было предано огню, а сам он был вынужден бежать после начала травли протестантов.

Так в 1657 году Ян Коменский оказался в Амстердаме, где жил до самой смерти. Заручившись поддержкой сената, он смог спокойной заниматься научной деятельностью, публиковать ранее написанные им работы. Даже в преклонном возрасте Коменский не прекращал активно работать. Итогом жизни педагога стало сочинение «Единственно необходимое».

Скончался Ян Амос Коменский 15 ноября 1670 года в возрасте 78 лет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: