Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?


Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего

Открытка 1905-1907 гг. Неизвестный художник. Фото с сайта https://i43.fastpic.ru

2

Так сказал великий гений России Михаил Ломоносов. Думаю, желающих с ним поспорить не найдется. Историю своего государства, Родины, рода знать надо! Но, как говорится, хотеть и иметь — две большие разницы.

В этом году исполнилось 111 лет со дня трагических событий 9(22) января 1905 года. Этот день вошел в историю как Кровавое воскресенье и дал начало первой русской революции. Работая над материалом статьи, мы решили опросить новочебоксарцев о роли этого события в истории Отечества. После ответа каждого нового респондента становилось все грустнее. Незнание истории России поголовное. Особенно удручала реакция молодых, у которых имеются в головах и аттестатах свежие школьные знания и заслуженные пятерки-четверки по предмету “История”. Они просто растерянно пожимали плечами. Ни события, ни даты — ничего не знают о первой русской революции. Горожане среднего возраста и постарше в основном все же нашли что ответить. Геннадий ДОЛГОВ: — Наверное, в 1917-м. А, нет! Первая в 1905 году. Началась она с восстания в Питере. С царем воевали. Сергей ПОТАПОВ: — В 1917-м, когда еще может быть революция? Раньше, может, и были, но самая известная, которую мы изучали в школе в свое время, произошла в 17-м году. Владислав КЕЛДЫШ: — В 1905 году. Началась с Кровавого воскресенья, причиной стало недовольство крестьян и рабочих. Почему я не должен помнить эту дату? Я считаю, что это банально. Редакция “Граней” единодушна с Михайло Ломоносовым и постарается заполнить пробел в знаниях истории Государ­ства Российского. НАЧАЛО Незавершенность реформ Александра II, реакция Александра III и политика Николая II привели к обнищанию народа и обострили национальный вопрос. Стремление национальных окраин к автономии входило в противоречие с политикой правительства. “Нарыв” прорвало в Петербурге, где 3 января начались забастовки на Путилов­ском заводе. 9 января верноподданническая демонстрация, целью которой была подача петиции царю-батюшке, во главе с молодым священником Георгием Гапоном обернулась трагическими событиями. Рабочие с детьми и женами несли кресты, хоругви, портреты Николая II и пели “Боже, царя храни!”. Шествие закончилось массовым расстрелом и избиениями. Петербургские улицы и мостовые были завалены трупами, а бои царских войск с восставшими рабочими продолжались еще несколько дней. Когда общество поняло, что от царя ждать милости не приходится, грянула революция, в которой плечом к плечу сошлись все слои бескрайней империи. Существует и другая версия тех событий: правящие круги Запада и крупные финансовые элементы были обеспокоены ростом экономической мощи тогдашней России. Определенные политические силы, воспользовавшись недовольством простых людей, старались добиться собственных целей. Они убедили рабочих, что 9 января царь готов выслушать их требования. Шествие с петициями к царю-батюшке завершилось кровавым массовым расстрелом. Тем не менее эти события заставили власть осуществить ряд преобразований, но полностью проблемы не были решены. Кровавое воскресенье стало первым шагом к разрушению великой страны. Можно ли было избежать тех событий? Пожалуй, если бы Николай II был един с народом, а политические силы работали бы на благо страны. И народ, борясь за собственные интересы, не забывал о главном — целостности своего государства. Но история не имеет сослагательного наклонения. Поэтому важно не забывать этот урок, за который оплачено сотнями жизней наших предков.

Светлана ФЕДОТОВА

Эссе «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» (М. Горький)

Участник конкурса «Учитель года 2017»

Кукушкина А. В.

Эссе

«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»

М. Горький

Мы все стремимся к счастливому будущему. И все – по-разному… А как определить, в чем счастье, как узнать формулу счастливого будущего? В каком учебнике искать?

Я где-то слышала, что будущее – это измененное прошлое. И то, как оно изменится, зависит только от нас. А значит, строить будущее надо сегодня, учитывая ошибки прошлого. А вот это уже чем-то напоминает некую формулу, которой можно следовать. Попробую…

12 Октября 2015 года

С детства очень любила играть в куклы. Всегда хотела их чему-то научить. Рассаживала их на кровати, выдавала тетради, объясняла, спрашивала, ставила отметки в классный журнал… Была учительницей разной: доброй и внимательной, иногда рассерженной, иногда веселой, иногда строгой… Спустя много лет понимаю: моё поведение было зеркальной копией моих учителей. Умных, справедливых, сдержанных… и не только… Были и раздражительные, злые, грубые… Их образ тоже находил отражение в поведении маленькой «учительницы».

Прошли годы. Сейчас Я – УЧИТЕЛЬ! Какая я?

Сегодня иду на урок, впереди меня ученица. Яркие леггинсы, еще более кричащая футболка с непонятными дырками. Мне это не нравится. Сейчас отругаю! Громко! Так, чтобы поняла!

Стоп! ДЕЛАТЬ БУДУЩЕЕ НАДО, УЧИТЫВАЯ ОШИБКИ ПРОШЛОГО!

Я вспоминаю свою игру «в учителя»… И мои детские ощущения помогают сдержаться…

– Здравствуй, Маша! У тебя сегодня плохое настроение?

– Почему? Все хорошо!

– Ты обычно такая красивая в школьном платье…

– Все ходят в чем хотят! Мне нельзя?!

– Маша, но ты же «НЕ ВСЕ»! Ты стильная и современная!…

На следующий день захожу в класс. На Маше её красивое школьное платье. В душе ликую! Получилось!!!

20 ноября 2015 года

Урок решения линейных уравнений с параметром. Тема сложная. Объясняю – не понимают! Объясняю снова – не понимают! Удивлена… Почему не понимают? Я плохо объясняю? Им не дано понять? А может, прикидываются, чтобы меня довести?

Стоп!

Лет 10 назад был у меня ученик: вопросы глупые, высказывания нелепые, прогресса почти не видно. Раздражалась, злилась – молодая была, неопытная. Со временем успокоилась – привыкла, наверное.

Ответ нашла в томике Пастернака:

Как знать: зачем друг с другом мы живем? Что вместе держит нас, соединяет? По жизни мы идем, и день за днем Себя друг в друге лучше узнаем , И шляпу перед зеркалом снимаем…

Отпустила ситуацию. Приняла его таким, какой он есть. Может то, что есть плохое в нем, это не в нем, а во мне?…

А ЕГЭ он сдал на «отлично», расставаться было тяжело, как с родным…

Опять мысль: ДЕЛАТЬ БУДУЩЕЕ НАДО, УЧИТЫВАЯ ОШИБКИ ПРОШЛОГО!

Повернулась от доски к детям. Улыбнулась.

– Ребята, мне самой в школе сложно давались параметры! Глядя на вас, я сейчас вспомнила себя! Давайте попробуем друг другу объяснить, как решать эти уравнения: вы – мне, я – вам… Кто первый?

Медленно, туго, с пробуксовками, но пошло… Ура! Кажется, поняли… И Я – ПОНЯЛА!!!

25 апреля 2016

Собрала тетради с домашней контрольной работой. Написано много – листа по три в каждой работе. Проверяю… Ничего не понимаю!!! Что случилось с моими детьми? В работах сплошной бред! Переживаю! Столько усилий нами потрачено! Неужели всем двойки ставить?

Стоп!

Помню, мой сын Женька был в пятом классе. Прибегает как-то на перемене, весь в слезах.

Что случилось?

Мама, за проект по географии мне поставили двойку!

Как так? Проект делали вместе. Многому научила его, многому научилась сама. Понравилось. Оба испытали гордость за себя. Радостный пошел в школу… И два?!

К учителям ходить не люблю. Но в этот раз иду.

Почему так?! Что НЕ так? Что мы сделали неверно?

МНЕ СЕЙЧАС НЕ ДО ВАС, Я ОБЕДАЮ!

Медленно развернулась и пошла… По щекам текут слезы… Иду, а в голове слова мудреца: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек тебе учитель». Этот урок был очень болезненным…

Опять мысль: ДЕЛАТЬ БУДУЩЕЕ НАДО, УЧИТЫВАЯ ОШИБКИ ПРОШЛОГО!

С трудом проверила работы. Расстроилась сильно…

– Ребята, сил, затраченных на выполнение работы, ушло очень много. Но у нас не получилось! Не хочется ставить двойки ни вам… ни себе… Предлагаю разобраться вместе…

Не могу я «обедать», если ко мне кто-то пришел с проблемой!

26 августа 2016

Сегодня услышала: если учитель недоволен своей зарплатой – пусть идет в бизнес.

«…Современный энергичный преподаватель, способен заработать что-то сверх того, что ему положено штатным расписанием…».

Обидно? Еще как! Почему я должна «идти в бизнес», если я люблю учить детей и умею это делать? А тут еще известный журналист добавил, что учителя «неудачники, опустившиеся люди»… Я – неудачница… Опять хочется плакать…

Стоп!

Вспоминаю свой предыдущий выпуск… Непростой… Взяла их еще совсем молодой – 25 лет не было. Боялась – как заслужить авторитет? А у них свои вопросы, свои проблемы… И с этими проблемами они – ко мне, девчонке неопытной. Все: и ребята, и, о Боже, их родители. Что мне помогло?! Я им советовала от души, как близким людям… Прислушивались! Верили! Значит я чего-то стою в жизни! Значит мое слово для них: и для взрослых, и для детей – важно! Я – молодец! Я – удивляюсь себе! Я – горжусь собой! Я правильно выбрала свою дорогу!

Опять мысль: ДЕЛАТЬ БУДУЩЕЕ НАДО, УЧИТЫВАЯ ОШИБКИ ПРОШЛОГО!

Какой бизнес?! Какие деньги?! Неужели материальное может удовлетворять больше, чем духовное и душевное? Конечно, иметь хорошую зарплату хочется. Потому что хочется хорошо кормить и одевать своих детей, давать им хорошее образование, показывать разные страны. И неужели я – продолжатель традиций, заложенных Ушинским и Макаренко, могу позволить себе все это, только если брошу свою любимую профессию? Ведь учитель – это не только призвание, но и профессия. Не просто любимое занятие (хобби, как удобно считать тем, кто определяет размер заработной платы учителей). Действительно, за хобби можно не платить… И как же хочется верить, что дело учителя вновь станет Профессией – уважаемой, престижной, значимой.

8 сентября 2016

Вызвали к директору. Зачем?

– Анна Владимировна, у меня для вас предложение.

– ???…

– Вы лучшая кандидатура от лицея на конкурс «Учитель года 2017».

Польщена. Слышать приятно…Но и страшно… Иду обратно. В голове: «Неужели лучшая? Смогу ли? Что делать? С чего начать? Кого взять в команду?»…

Стоп!

Кажется, я это уже проходила. Три года назад. Конкурс «Самый классный – классный!»… И я – абсолютный победитель! Почему?… Умная? Активная? Нет! Моя победа – это мои девятиклассники.

Лишь только время подвернется,

Взгляните в детские глаза!

Улыбка ваша иль слеза

В глазах ребенка отзовется…

Это они – мои дети, умеющие поддержать в трудную минуту, имеющие в голове сотни идей, понимающие, любящие – это они помогли мне победить!

Опять мысль: ДЕЛАТЬ БУДУЩЕЕ НАДО, УЧИТЫВАЯ
ОПЫТПРОШЛОГО!
Задумчивая и озадаченная, захожу в класс. Тридцать пар глаз! В каждой вопрос: «Что случилось?». Мои пятиклассники… Я знакома с ними всего несколько недель, но я понимаю… нет, чувствую, каждой частичкой своей души чувствую, что они меня поддержат! Спасибо вам, мои маленькие большие дети, за понимание и доверие. Теперь ВЫ стали дорогим мне настоящим и новой главной ЦЕЛЬЮ моего БУДУЩЕГО!

Так что же такое СЧАСТЛИВОЕ БУДУЩЕЕ?!

Это уверенность в том, что Я ДЕЛАЮ в НАСТОЯЩЕМ! Я – нужна людям.

Я – УЧИТЕЛЬ, и если бы меня не было… Если бы НАС НЕ БЫЛО… Было бы будущее?!… Да и ПРОШЛОГО, наверное, НЕ БЫЛО бы!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: