Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования


Афоризмы и цитаты Константина Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский — русский педагог-классик XIX века.
Именно он заложил научные основы отечественной педагогики. Человек

широкого спектра интересов, Ушинский имел прогрессивные взгляды

демократической направленности, и это стоило ему немалых проблем на

службе. Педагогическую деятельность начал в Сиротском институте в

Гатчине, позднее преподавал в других учебных заведениях и редактировал

журнал Министерства народного просвещения. Важнейшим направлением работы

считал воспитание честности и чувства товарищества. Ниже приведены

некоторые афоризмы и цитаты Константина Ушинского.

«Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека»

«Пьяному и на светлой улице темно»

«Страх, не умеряемый смелостью, делает человека трусом; смелость же, не

умеряемая страхом, производит гибельную дерзость и буйство»

«Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения»

«Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания»

«Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение

страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке»

«Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот,

кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не

«Убеждение только тогда делается элементом характера, когда переходит в

привычку. Привычка именно и есть тот процесс, посредством которого

убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело»

«Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся

деятельности… не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые

мускулы и слабую волю»

«Самая важная часть воспитания — образование характера»

«Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение»

«Для того чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу,

необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения

воспитанников, убеждения в привычки. Когда убеждение так укоренилось в

человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен

повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы»

«Детским чувством, точно так же, как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его»

«Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»

«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на

кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет;

голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на

всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто»

«Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда

достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею

через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной

ступени наука приобретает нравственную силу»

«Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни, и

посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он»

«Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер»

«Жизнь человеческая замерла бы на одной точке, если бы юность не

мечтала, и зерна многих великих идей созрели незримо в радужной оболочке

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»

«Только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником

человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья»

«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность

состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта

обязанность более важна, нежели передача самого предмета»

«Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения»

«Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию»

«Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту стать

лицом к лицу с своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими

предубеждениями, никакою привычкою, — только тот способен идти по дороге

самоусовершенствования и вести по ней других»

«Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель»

«Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его»

«Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд —

лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас»

«Природные воспитательные таланты, сами по себе прокладывающие дорогу в

деле воспитания, встречаются реже, чем какие либо другие таланты, а

потому и нельзя рассчитывать на них там, где требуются многие тысячи

«Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья»

«Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни»

«Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и

верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них

слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего

содержания души нашей и ее строя»

«Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего

не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не

только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного»

«Состояние бестолкового необузданного гнева так же гибельно, как и состояние бестолковой доброты и нежности»

«Свободный труд нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства»

«Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь

самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли

вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний»

«Не в умственных способностях женщины, но в характере ее природы скрыты

богатые средства для воспитания детей. Сосредоточенность внимания,

точность, терпение, настойчивость, любовь к порядку, нежность, манеры,

вкус и, наконец, врожденная любовь к детям — все это такие качества,

которые встречаются скорее в женщине, нежели в мужчине»

Константин Дмитриевич Ушинский-великий русский педагог

Ксения Медведева

Константин Дмитриевич Ушинский-великий русский педагог

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ-ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПЕДАГОГ

Медведева Ксения Алексеевна, воспитатель

ГБДОУ детский сад №52

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Нарышкина Анна Валентиновна, воспитатель

ГБДОУ детский сад №52

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)

— великий
русский педагог, демократ, передовой общественный деятель, создатель научной педагогической системы.
Родился Ушинский в городе Туле. Учился в Новгород-северской гимназии, а затем в Московском университете, который окончил в 1844 году со степенью кандидата юридических наук. В возрасте 22 лет он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук в Ярославском юридическом лицее. В связи с «беспорядками среди студентов»

лицея был уволен в 1849 году за прогрессивные убеждения. Вынужден был временно служить мелким чиновником в Министерстве внутренних дел.

В 1854 году получил назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. Он провел реформу института, ввел новый учебный план, где главными предметами сделал русский язык, литературу и естественные науки; широко применял наглядность в обучении. В это время была так же составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир»
(1861 год)
в двух частях для преподавания в младших классах. Она содержала много материалов по естествознанию.

Константин Дмитриевич редактировал в 1860 -1861 годах «Журнал министерства народного просвещения»

поместил в нем свои статьи
«Труд в его психологическом и воспитательном значении»
,
«Проект учительской семинарии»
.

Ушинского обвинили в безбожье, свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из Смольного института. Был направлен в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. За границей он изучил состояние женского образования в ряде стран, постановку начального обучения в Швейцарии, составил книгу для классного чтения «Родное слово»
(1864-1870 годы)
и методическое руководство к ней. Подготовил к печати два тома главного своего
психолого-педагогического сочинения «Человек, как предмет воспитания (опыт педагогической антропологии)
», (тома 1-2 1867-1869годы, собрал материалы для третьего тома. Тяжело больной вернулся в Россию
(1867 год)
и прожил недолго: умер в 1870 году в возрасте 47 лет.

Цель воспитания К. Д. Ушинский видел в формировании гармонично развитых людей, ставящих интересы общества выше личных, преданных своей Отчизне, любящих свой народ.

Воспитанию детей в период дошкольного детства Ушинский придавал особое значение, рассматривая его как одну из ступеней в общей системе воспитания. Исходя из народностей воспитания, он разрабатывает вопросы обучения родному языку, ознакомлению с природой, народными играми, сказками, пословицами и поговорками. Оценивая педагогическое значение сказок, Ушинский писал: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложиться в этот характер, в эти первые годы, — ложиться прочно, становиться второй природой человека. Но так как дитя в эти первые годы свои, находиться под исключительным влиянием матери, то и в самый характер его может проникнуть только то, что проникло уже прежде в характер матери.

Всё, что усваивается человеком в впоследствии, никогда уже не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы. Таким образом, женщина является необходимым посредствующим членом между наукой, искусством и поэзией, с одной стороны и нравами, привычками и характером народа с другой.

Деятельность же педагога, как считал Ушинский,более чем какая-либо другая нуждается в постоянном воодушевлении: она внешне однообразна, её результаты сказываются не скоро, в ней сильна опасность, преподавая из года в год одно и тоже, «втянуться и вести преподавание почти методически»

. Он предостерегал учителей от этой опасности, звал их к постоянному движению вперёд. Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать
педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и тактом. Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя всё в деле воспитания»
.

В тесной связи с народностью как основой воспитания в педагогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка. В статье «Родное слово»

он писал: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык,- народа нет более!» Родной язык, как указывал
Ушинский, -это не только лучший выразитель духовных сил народа, но и лучший народный наставник, учивший народ ещё тогда, когда не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, ребёнок воспринимает не одни только звуки, их сочетания, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.
Также одним из важнейших условий воспитания и обучения ребёнка Ушинский считал деятельность и активность. Он считал, что необходимым условием правильного развития человека является труд. В статье «Труд в психологическом и воспитательном значении Константин Дмитриевич писал, что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходимым для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь. Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду. Ушинский придавал большое значение физическому труду, читал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд, подчёркивал большое значение сельскохозяйственного труда. Указания Ушинского на большое воспитательное значение труда, его мысли о том, что «учение есть труд и труд серьёзный…»

представляют большую ценность для
педагогики наших дней.
Дидактические взгляды Ушинского отличались большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учёта возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения, отметив, что существует два вида внимания; активное (произвольное)

и пассивное
(непроизвольное)
. Обучение, как говорил
Ушинский, должно быть построено на принципах посильности его для ребёнка и последовательности.
Во избежание переутомления нельзя допускать в первые годы обучения перегрузки детей занятиями.

Исходя из психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое значение предавал принципу наглядности. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще…»

; отсюда необходимость для детей наглядного обучения, которое строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком»,- писал он.

В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внёс много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. Он отвёл наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление. Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приёмами методику наглядного обучения, созданную Каменским, Песталоцци и Дистервегом. Так он разработал подробные указания относительно рассказывания детям по картинкам, указывал, что используемые для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путём беседы.

Много внимания К. Д. Ушинский уделял осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. Константин Дмитриевич подробно разработал методику повторений учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала).

Ушинский подробно разработал так же методику образования детей общих представлений и понятий из наглядных единых представлений, методику развития мышления одновременно с развитием речи. В промессе обучения Ушинский различает две стадии. На первой стадии под руководством учителя дети наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие.Эта стадия имеет три ступени: на первой дети под руководством учителя непосредственно воспринимаю предмет или явление. На второй ступни под руководством учителя отличают, различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом и составляют о нем понятие. На третьей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщения и закрепления полученных знаний. К. Д. Ушинский рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания.

Об игре Ушинский сказал, что игра по тому и игра, что она самостоятельна для ребенка, а потому всякое вмешательство взрослого в игру лишают ее действительной образовывающей силы. Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно — предоставлять материал для игры. В играх общественных, в которых принимают участие многие дети завязываются первые ассоциации общественных отношений.

Теорию дошкольного воспитания К. Д. Ушинский видел в том, что воспитание, совершенствуясь,может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных. По крайне мере на эту возможность указывает физиология и психология, а воспитатель в свою очередь должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его духовными требованиями.

Ушинский подошел к разработке теории педагогики, как широко образованный мыслитель вооруженный научными знаниями о человеке, как предмете воспитания. Он указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. В его психологических воззрениях немало материалистических моментов. Он рассматривал психическую жизнь в ее развитии.

При осмотре женских учебных заведений за границей (Швейцария, Германия, Франция)

К. Д.
Ушинский ознакомился с педагогической работой общественных учреждений для маленьких детей (детские сады, школы для малолетних, приюты, что и нашло свое отражение в составленном им отчете. Во время поездки по Швейцарии он вел дневниковые записи, которые были опубликованы в форме семи писем.
Прочитав третье письмо из педагогической поездки по Швейцарии, можно многое узнать о малолетней школе Фрелиха. В малолетней школе не учатся, а играют; но играя, развиваются. Выучиваются проводить прямую линию, немножко рисовать; немножко читать и писать, что весьма не легко потому, что дети в этом возрасте (3-6 лет)

вообще говорят бессвязно и неясно. Учительница разговаривает с детьми на том же наречии, для того, чтобы школьные условия максимально приблизить к домашним, а дети спокойно туда ходили, без боязни. Особенно изучают народные песни и рассказы на своем наречии, хотя и осваивают немецкий общий.

В младшем классе малолетней школы находятся дети от 3 до 5 лет включительно и остаются в классе 4 часа: 2 утром, 2 после обеда; старший класс, дети по 6 лет, занимаются 3 часа утром и 2 часа после обеда.

Занятия проходят следующие:

1. Религия. Урок религии заключается в рассказах из детской жизни, имеющих какой-нибудь нравственный смысл. Рассказы эти ведутся так, что дети принимают в них самое главное участие, спрашивают, добавляют, угадывают окончание, рассказывают свои истории. Учительница рассказывает несколько происшествий из священной истории, но языком, понятным и доступным детям.

2. Упражнение чувств. Здесь упражняется зрение в различении цветов, в измерениях; упражняется слух в различении звуков и тонов, упражняется осязание и обоняние. Дети находят сходство и различия в предложенных предметах.

3. Рассказы по картинкам. Данный урок не доведен до совершенства за недостатком хороших картин и описания к ним для учителя. Всей возможной пользы из такой беседы не извлекается.

4. Практические упражнения, приготовляющие к чтению и письму. Дети приучаются выговаривать ясно звуки, составляющие слова, разлагать слова на слоги и звуки, складывать слова из звуков. Готовясь к письму, дети учатся проводить и комбинировать линии. В швейцарских и французских школах используют методы Шера.

5. Счет от одного до десяти по методе Эггера, которая употребляется и в высших классах. Над десятком проводятся все четыре действия.

6. Рисование. Очень занимательно для детей. На стене висит разлинованная черная доска, каждый квадратик с вершок, такие же доски у детей. Учительница рисует на доске и подробно объясняет что рисует, дети синхронно с ней рисуют на своих досках.

7. Пение. Г. Фрелих большой знаток в деле пения, по этому уроки очень хорошо поставлены, дети поют с удовольствием. Когда запоют в наших школах, писал Ушинский, тогда можно будет сказать, что они пошли вперед.

8. Рукоделие. Игра, приучающая детей владеть своими руками. Рукоделию отводиться большая роль в воспитании девочек, потому что в Швейцарии им занимаются много. Девочки выкладывают различные фигурки из картонных треугольников по рисунку, конструируют из деревянных кубиков, нанизывают бусы, выкалывают булавкой рисунок, все это готовит руки будущих рукодельниц.

9. Гимнастика и гимнастические игры. Летом занятия проходят в саду. Зимой в особом зале. Каждый день немного в классе. Дети учатся садиться и вставать в такт, обернуться туда и сюда, поднимать и опускать руки, выйти из-за скамьи тихо и без толкотни. Если бы эти простые приемы применялись в наших школах, писал Ушинский, то помогли бы разрушить усыпляющую атмосферу, царящую в нашей школе; способствовали бы сохранению здоровья детей, свежести и готовности их учения. Дайте ребенку подвигаться и он одарит вас десятью минутами внимания, а эти десять минут, если ими суметь воспользоваться дают результатов больше, чем неделя полусонных занятий.

Из малолетней школы дети переходят в элементарные классы. Туда они приносят с собой привычку к классному порядку, некоторые знания и умения по письму, счету; приходят с более развитой речью, а главное – приносят уже рождающуюся любовь к учению. Детские сады хотя и появились в то время в Германии и Швейцарии, но были явлением вызывающим противоположные мнения. Сторонники детских садов видят в них переворот в педагогике, а Фребеля считают отцом правильного воспитания. Противники же видели в детских садах учреждения мешающие ребенку гармонично развиваться подавляющее естественное развитие детской природы.

Ушинский, будучи ни сторонником, ни противником осматривал детские сады с целью самому познать эту истину.

Несомненная заслуга Фребеля состоит в том, что он впервые обратил внимание на развитие детей младшего возраста, на их характер, стремления и наклонности. Он взглянул на детскую жизнь, как на жизнь относительно полную и заполненную потребностями, которые должны удовлетворять взрослые. Фребель обратил особое внимание на игру детей, так как игра для ребенка то же, что и для взрослого, любая серьезная деятельность. Однако он очень увлекся и очень систематизировал игры, ведь придумать именно детскую игру-это наиболее сложная задача для взрослого человека. Идея Фребеля удалась бы лучше, если бы он систематизировал те игры, в которые дети играют уже веками. Ведь порой какая-нибудь игра, давно потерявшая всякий смысл, передается из поколения в поколение столетиями. В играх придуманных Фребелем много искусственного и не детского. Песенки скучны и натянуты и портят вкус ребенка, а также они сложны для понимания детьми. Однако же игры Фребеля и занятия в умелых руках воспитателя находили свои достоинства. Одна из таких талантливых наставниц была ученица Фребеля баронесса Марнгольц. Она посвятила всю свою жизнь и свое имущество идее детских садов. Осматривая сады, Ушинский сделал вывод, что какой бы ни была система, главная роль принадлежит «садовнице»

, которая должна обладать громадным
педагогическим талантом, который встречается редко.
Детский сад — желательная, но малодоступная роскошь. Весьма желательно, по мнению Ушинского, чтобы дети от четырёх до семи лет, не ранее, сходились вместе поиграть в игры, развивающие способности, под руководством наставницы, доброй, чуткой, кроткой, которая посвятила себя детям и изучила бы всё, что нужно для того, чтобы занять детей. В таком саду дети приучились бы к общественности, в нём сгладились бы угловатости их характеров, привычки бы играть вместе, уступать друг другу; полюбили бы порядок, стройность, гармонию в звуках, фигурах, движениях, словах и поступках. Устройство таких садов возможно только в столицах, больших городах для богатых людей. Этим не ограничивается польза Фребеля. Многие из его игр и занятий, упростив немного, можно вводить в детские приюты, малолетние школы и даже младшие классы всех учебных заведений. В домашнем обучении идеи Фребеля дают матерям возможность занять своих детей с пользой для их развития. С помощью игр и занятий Фребеля, если мать умеет с ними обращаться, позволяют бороться со скукой ребёнка. Скука есть сильнейший яд для детской души. Издания различных детских игр и занятий по методе Фребеля во множестве расходились в Германии, проникая и в другие страны.

Изучая биографию и труды К. Д Ушинского, всё больше понимаешь, какой огромный вклад внёс этот великий педагог в развитие педагогики, в том числе и дошкольной. Ведь и сейчас широко применяются в работе воспитателями идеи и принципы, приёмы и методы обучения, о которых писал Константин Дмитриевич. Особенно, мы считаем, что в наше время актуальны принципы наглядности, смены деятельности во время занятия, игровая форма обучения, разнообразие материала, принцип закрепления изученного. А также неизменными на все времена останется облик воспитателя, преданного своему делу, любящего детей, посвятившего им жизнь.

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Цитаты К. Д. Ушинского

Властолюбие, вытекающее из стремления наслаждаться почетом и всеми атрибутами власти, люди презирают. Власть, политика, управление

Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. Воспитание и воспитатели

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. Воспитание и воспитатели

Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни. Воспитание и воспитатели

Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель. Воспитание и воспитатели

Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение. Воспитание и воспитатели

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Воспитание и воспитатели

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Воспитание и воспитатели

Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания. Воспитание и воспитатели

Самая важная часть воспитания — образование характера. Воспитание и воспитатели

Только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а ,вместе с тем и нравственности, и счастья. Гордость, достоинство, самоуважение

Всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединились в его деятельности. Здоровье

Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию. Знания, ученье, любознательность

В любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и смелость, и даже гнев и ненависть. Любовь

Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху. Мужество, героизм, доблесть

Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Праздность, лень

Пьяному и на светлой улице темно. Пьянство, курение

Сколько превосходных начинаний и даже сколько отличных людей пало под бременем дурных привычек. Пьянство, курение

Детским чувством, точно так же как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его. Родители, дети

Под влиянием гнева мы возводим такие обвинения на человека, возбудившего в нас гнев, какие показались бы нам забавными в спокойную минуту. Слабохарактерность, раздражительность, неуживчивость

Состояние бестолкового, необузданного гнева так же гибельно, как и состояние бестолковой доброты или нежности. Слабохарактерность, раздражительность, неуживчивость

Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья. Смысл жизни

Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Смысл жизни

Быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле. Справедливость

Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека. Счастье, радость

Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека. Труд

Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного. Труд

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет. Труд

Страх — это самое угнетающее из человеческих чувствований. Трусость, малодушие

Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения. Физическая культура

Только личность может действовать на развитие и определение личности. Только характер может образовать характер. Характер, выдержка, самообладание

Сила характера, независимо от его содержания, — сокровище ничем не заменимое. Она почерпывается единственно из природных источников души, и воспитание должно более всего беречь эту силу, как основание человеческого достоинства. Характер, выдержка, самообладание

Сильный характер, как и сильный поток, встречая препятствия, только раздражается и усиливается еще более; но зато, опрокинув препятствие, прокладывает для себя и глубокое русло. Характер, выдержка, самообладание

Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности; не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю. Характер, выдержка, самообладание

Теоретическая жизнь ума образует ум; но только практическая жизнь сердца и воли образует характер. Характер, выдержка, самообладание

Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. Язык, слово

К.Д. Ушинский о воспитании детей статья (старшая группа)

К акой родитель не мечтает достойно воспитать своих детей? А как это сделать? На этот вопрос ответ нужно поискать у выдающихся педагогов. Нам, взрослым, нужно учиться мудро воспитывать своих детей, изучая и применяя в воспитании советы и наставления великих педагогов прошлого. К классикам нужно возвращаться вновь и вновь.

К.Д. Ушинский. «Только личность может влиять на воспитание ,развитие другой личности».

К.Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики «Предметом воспитания» является человек, и «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. Склонность к подражанию наиболее сильно развита у детей младшего возраста. Их жизненного опыта ещё не достаточно, поэтому они стремятся учиться на опыте других. Именно наблюдение является оптимальным «инструментом» обучения с точки зрения психологии. Ребенку что-то легче сделать, если он видел, как это делают другие люди: мама, папа, дедушка, учителя, соседи, сверстники.

Часто можно услышать от родителей или взрослых такие слова: «Врать нехорошо, сынок». А через некоторое время та же самая мама просит сказать сына по телефону, что ее нет дома. «Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его»/К.Д.Ушинский/

Ушинский отводил большую роль в воспитании ребенка матери. «Женщина, как кумир, вечно отдыхающая от лени на ложе из роз, самое нелепое создание развращённого воображения французских романистов. такое понятие о женщине, весьма распространённое в модном свете, оскорбительно и для женщины и для мужчины»./К.Д. Ушинский/.

Ушинский о народном учителе и его подготовке

Проблема подготовки современного учителя — одна из важнейших социально-педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушинский особое внимание уделил проблеме учителя и системе его подготовки. Взгляды по этому вопросу изложены им в целом ряде работ.

В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде статей показывает, что “самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей”

Понятие “народный учитель” в профессиональном смысле отсутствовало, поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного заведения, В 60-е гг. учителями немногочисленных неродных школ работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточного общего и тем более педагогического образования.

В статье “О пользе педагогической литературы” (1857) К, Д. Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней был представлен яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования к нему. Прежде всего К, Д. Ушинский утвердил мысль о том, что учитель — самый важный элемент в педагогическом процессе: “…влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений”.

В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя: “Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя… посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения”.

Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского, серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать учитель, является убеждение;_У_читель обязан воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если он имеет свое мировоззрение. “Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением”. Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.

Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания, и не только преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются редко, “знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными способностями”. Ушинский разработал вопрос о различных формах и содержании специальной подготовки учителя. Учитель должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по тем наукам, которые он будет преподавать. Для народного учителя, писал К. Д. Ушинский, необходимо всестороннее широкое образование.

Подчеркивая важность педагогической направленности преподавания наук в учительской семинарии, Ушинский вместе с тем придавал большое значение специальной педагогической и методической подготовке учителя. Учитель должен получить такие специальные педагогические знания, которые бы помогли ему ясно и четкое определить цель воспитания и ясно руководить процессом воспитания на всех его этапах. Специальные педагогические знания нужны учителю также для развития умственных способностей детей и привлечения их активного внимания.

Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавания,

получить навыки в педагогической работе. Эти навыки строятся на научных основах, но все же это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе.

Кроме того, Ушинский считал, что будущему народному учителю следует сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так, учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.

Перед педагогическими факультетами К. Д. Ушинский ставил три задачи: 1) разработка наук, всесторонне изучающих человека “со специальным приложением к искусству воспитания”; 2) -подготовка широко образованных педагогов; 3) распространение среди учителей и общественности педагогических знаний и убеждений. Наряду с выполнением этих задач педагогические факультеты должны обеспечивать высококвалифицированными кадрами учительские институты и семинарии.

Разрабатывая проблему подготовки учителя, К. Д. Ушинский рассматривает роль женщины в воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин-учительниц, которые, по его мнению, могут быть “не только отличными учительницами в младших классах, но и образцовыми преподавательницами в классах высших, и притом — преподавательницами таких предметов, каковы, например, химия, физика, высшая геометрия и т. д.”.

Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам.

При всем разнообразии и многоплановости взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки. Значительную часть своих работ он посвятил именно народному учителю. Его понимание проблемы народного учителя было прогрессивным в свое время и теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют свою творческую силу, зовут к новому научному поиску, они действенны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: