Педагогические взгляды Демокрита


Демокрит

Враг не тот, кто наносит обиду, но тот, кто делает это преднамеренно.

Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным.

Кто в чем-либо нуждается, тот не богат, а кто ни в чем не нуждается, тот не беден.

Глупцы желают долгой жизни, не испытывая радости от долгой жизни.

Глупцы, боясь смерти, желают себе старости.

Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой.

Не относись ко всем с недоверием, но будь со всеми осторожен и тверд.

Кто сам не любит никого, того (…) тоже никто не любит.

Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной, тот потерял и дочь.

Ложе уничтожает ссору любовников.

Старик уже был юношей, а юноша еще неизвестно, доживет ли до старости. Итак, благо, уже осуществившееся, лучше блага, которое еще в будущем и неизвестно, осуществится ли оно.

Старость есть повреждение всего тела при полной неповрежденности всех частей его.

Гражданская война (…) и для победителей и для побежденных (…) одинаково гибельна.

Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства.

Прекрасные вещи вырабатывает учение посредством трудов, скверные же вещи без трудов, сами собой производятся.

Больше людей становятся хорошими от упражнения, чем от природы.

Многие, не учившиеся ничему разумному, тем не менее живут разумно.

Должно или быть хорошим, или подражать хорошему.

Чувств больше пяти у животных, мудрецов и богов.

Для меня один человек – что целый народ, а народ – что один человек.

Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.

Некоторые люди, не зная о разрушении смертной природы человека, терзаемые дурно проводимой жизнью, пребывая в треволнениях и страхах, измышляют лживые басни о том, что будет после смерти.

Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают.

Должно препятствовать совершению несправедливого поступка. Если же мы этого не в состоянии сделать, то, по крайней мере, мы не должны содействовать несправедливому поступку.

Истина в глубине.

Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы.

Быть верным долгу в несчастье – великое дело.

Всякий вид работы приятнее, чем покой.

Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рождается стыд.

Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков.

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.

Многие многознайки не имеют ума.

Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения.

Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей.

Лучше изобличить собственные ошибки, чем чужие.

Лучше думать перед тем, как действовать, чем после.

Причина ошибки – незнание лучшего.

Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.

Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует.

Выражение лица в зеркале видится, души же – в беседах проявляются.

Для меня слово мудрости ценнее золота.

Откровенная речь – свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент.

Слово – тень дела.

Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекрасные речи.

Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.

Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно.

Должно говорить правду и избегать многословия.

Законы бесполезны как для хороших людей так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше.

Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется.

Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели.

Мужество делает ничтожными удары судьбы.

Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот, кто господствует над своими страстями.

Страх порождает лесть.

Узнав секрет от друга, не выдавай его, сделавшись врагом: ты нанесешь удар не врагу, а дружбе.

Не стоит жить тому, у кого нет ни одного истинного друга.

Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных.

Не родственные связи создают друзей, но общность интересов.

Единомыслие создает дружбу.

Тот человек, у которого истинные друзья не остаются долго, имеет тяжелый нрав.

В счастье легко найти друга, в несчастье же – в высшей степени трудно.

Многие, которые кажутся друзьями, на самом деле не суть друзья, и наоборот, некоторые, не кажущиеся друзьями, на самом деле друзья.

Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим.

Украшенье женщины – молчаливость; похвальна также и простота наряда.

Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид.

Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими.

Если не желаешь многого, то и немногое будет казаться тебе многим.

Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим.

У кого характер упорядочен, у тех и жизнь благоустроена.

Признак ума – предотвратить обиду, не ответить же на нанесенную обиду – признак бесчувственности.

Жить дурно, неразумно, невоздержанно – значит не плохо жить, но медленно умирать.

Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому не известным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя.

Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни.

Делающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя.

Постыдно чужие недостатки тщательно примечать, а на свои не обращать внимания.

Забвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство.

Желающий учить того, кто высокого мнения о своем уме, попусту тратит время.

Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу.

Зависть полагает начало раздору среди людей.

Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше потребности они порождают.

Все говорить и ничего не желать слушать есть признак гордости.

Наихудшее, чему может научиться молодежь, легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых развивается порок.

Сильно вредят дуракам те, кто их хвалит.

Если не можешь признать похвал заслуженными, то считай их лестью.

Лучше, чтобы хвалил нас кто-нибудь другой, чем хвалить самого себя.

Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа, несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья.

Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет.

Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни.

У всех тех, которые предаются удовольствиям желудка и переходят надлежащую меру в еде, в вине или в наслаждениях любви, удовольствия бывают кратковременные и быстротечные, продолжающиеся, лишь пока они едят или пьют; страдания же, получающиеся в результате этой невоздержанности, бывают многочисленны и продолжительны.

Отказывайся от всякого удовольствия, которое не полезно.

Медицина – сестра философии.

Приятен старик, который приветлив и серьезен.

Сила и красота суть блага юности, блага же старости – расцвет рассудительности.

Из удовольствий наиболее приятны те, которые случаются наиболее редко.

Биография Демокрита (вариант 1)

ДЕМОКРИТ (лат. Demokritos, греч. Димокритос) (около 460 до н.э., Абдеры, Фракия — около 360 до н.э.), древнегреческий философ, основоположник атомистического учения. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы — неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. В этике развил учение об атараксии.

Полулегендарная биография

Дата его рождения еще в античности была спорным вопросом: согласно Аполлодору — 460/57, согласно засвидетельствованному доксографией мнению Трасилла, издателя сочинений Демокрита, — 470. Демокрит был родом из богатой семьи. Согласно передаваемой Диогеном Лаэртием легенде, учился у каких-то магов и халдеев, подаренных персидским царем Ксерксом отцу Демокрита за то, что тот угостил проходившее через Фракию персидское войско обедом. По смерти отца истратил свою часть богатого наследства на путешествия, посетив Персию и Вавилон, Индию и Египет. Некоторое время жил в Афинах, где инкогнито слушал Сократа; возможно, встречался с Анаксагором. Традиционно считается, что наибольшее влияние на Демокрита оказал атомист Левкипп, однако именно с именем Демокрита связывают возникновение атомизма как универсального философского учения, включающего физику и космологию, эпистемологию, психологию и этику; учения, возникшего как синтез проблематики трех древнейших философских школ Греции: милетской, элейской и пифагорейской.

Проблемы авторства

Демокриту приписывали авторство более 70 сочинений; их названия приводит Диоген Лаэртий (согласно изданию Трасилла) в порядке тетралогий: по этике, физике (отдельно упоминается серия трактатов «о причинах»), по математике, языку и литературе, различным прикладным наукам, в том числе медицине; также ему приписывались «О священных надписях в Вавилоне» и «Халдейская книга» — в русле устойчивого «халдейского» мифа, связанного с его образованием и путешествиями. Издание Трасилла начиналось с книги «Пифагор» (этический раздел) — среди философов, которые оказали влияние на Демокрита, это имя одно из важнейших. Наиболее часто упоминаются сочинения «Большой мирострой» и «Малый мирострой», вероятно, посвященные соответственно устроению космоса и человека; первое из них приписывали также Левкиппу. Помимо текстов самого Демокрита, последующая доксография опиралась в основном на историко-философские сочинения Аристотеля и Теофраста; много сведений о Демокрите сохранили скептики, считавшие его одним из предтеч пирроновского скептицизма.

В античности Демокрит был известен не только глубиной своего учения, но и красотой слога своих произведений — об этом говорят Цицерон («ясный» Демокрит, в отличие от «темного» Гераклита), Тимон из Флиунта (Демокрит — «пастырь слов»), а также Дионисий Галикарнасский, из всех греческих философов отметивший Демокрита, Платона и Аристотеля как наиболее красноречивых. Приметами его стиля были: краткость, ритмическая организация фразы, аллитерации, ассонансы, неологизмы, широкое использование риторических антитез: атомы и пустота, макрокосм-Вселенная и микрокосм-человек, то, что есть, и то, чего нет.

Атомы и пустота

Главная антитеза плюралистической онтологии Демокрита — атомы и пустота. Атом («неделимая сущность») есть мельчайшее тело, неделимое по той же причине, по какой неделимо «бытие» Парменида: деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома по определению пустоты нет. Как и бытие у Парменида, атомы Демокрита вечны и неизменны. Введение атома традиционно понимается как реакция на проблему деления до бесконечности, обсуждавшуюся Зеноном Элейским; если бы атомов не было, процесс деления любого физического тела был бы бесконечен, и мы получили бы одну конечную вещь, состоящую из бесконечного количества частей, что абсурдно. Пустота в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их «вместилище». Называя пустоту «небытием», Демокрит явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и небытия включены у него в более общее понятие «то, что на самом деле», благодаря которому реальность признавалась и за пустотой (не-бытием). Атом мыслится в ряду: бытие, нечто (неологизм Демокрита), тело, полнота. Экспликация семантического ряда «атом», таким образом, такова: быть — значит быть чем-то, быть чем-то — значит быть телом, быть телом — значит быть полным (плотным). Пустота соотнесена с понятиями: небытие, ничто («нуль»), бесконечность. Атомы и пустота существуют на равном основании, «не более «нечто», чем «ничто»», — этот принцип «исономии» (равноправия) является универсальным в системе Демокрита.

Все атомы, число которых бесконечно, вечно движутся, даже внутри твердых тел они совершают колебательные движения («трясутся во все стороны»). Первопричиной этого движения являются соударения атомов, начавшиеся в вихревом космогенезе — космос Демокрита полностью механистически детерминирован.

В согласии с законом сохранения бытия («из ничего ничего не бывает») возникновение и уничтожение сложных тел происходит путем соединения и разъединения атомов. Четыре элемента физического мира — огонь, воздух, вода и земля — тоже состоят из атомов. Только атомам огня Демокрит приписывал определенную форму — шарообразную, об остальных трех элементах известно, что у них форма одинаковая, но величина разная: самые большие атомы земли, самые мелкие у воздуха. Эти три элемента представляют собой смесь атомов всех форм, по этой причине они могут взаимопревращаться: путем выделения более крупных атомов вода может превратиться в воздух, или земля — в воду. Расхождения в свидетельствах относятся к вопросу о том, имеют ли атомы вес: согласно Аристотелю и Теофрасту, вес атомов Демокрита пропорционален их величине, Аэтий и Цицерон отрицают наличие у атомов веса.

Космогония

Бесконечные по числу атомы непрерывно движутся в бесконечной пустоте; сталкиваясь друг с другом и сцепляясь благодаря неровностям своих форм, они «переплетаются» и образуют бесчисленные миры (космосы). Наш космос образовался благодаря некоему спонтанному «Вихрю» (ср. то же у Анаксимандра и Анаксимена), в котором произошла первичная сортировка атомов — подобное к подобному, причем более крупные атомы оказались в центре, и из них произошла Земля. Вокруг нее первоначально вращалась «влажная и грязеобразная» оболочка, которая постепенно высыхала и влажная материя уходила вниз, а сухая от трения воспламенялась, и из нее формировались звезды. Земля находится в центре космоса согласно принципу «исономии» — «нет причины, почему бы она устремилась скорее в одну, чем в другую сторону» (фр. 379; 403).

Гносеология и учение о душе

Демокрит одним из первых указал на зависимость качеств вещей от способа их познания, т. е. от наличия наблюдателя. Все понятия, составляющие язык нашего описания внешнего мира не соответствуют ничему «поистине», оттого все наше познание, по существу, конвенционально. По обычаю сладость, по обычаю горечь, по обычаю холод, цвет, теплота, на самом же деле — атомы и пустота. В таком же значении слово «обычай» до Демокрита использовал Эмпедокл, говоря об условности таких привычных слов как «рождение» и «гибель», в то время как первоэлементы на самом деле вечны. По Демокриту, раз у атомов нет качеств (цвет, запах, вкус и т. д.), то этих качеств нет и у вещей, ибо «из ничего ничего не бывает». Все качества, по Демокриту, сводимы к формально-количественным различиям атомов: тело, состоящее из «круглых и умеренно больших» атомов, кажется сладким, а из «округленных, гладких, косых и малых по величине» — горьким, и т. д. Качества образуются в ходе акта восприятия, причина их возникновения — взаимодействие атомов души и так или иначе развернувшихся атомов предмета. Поэтому различия в восприятии обусловлены как изменчивостью предмета (один и тот же атом, «повернувшись», может восприниматься и как кислый, и как сладкий), так и изменчивостью субъекта (больной воспринимает не так, как здоровый, ибо у него другая температура организма). Отсюда программный скептицизм в теории познания: «На самом деле мы ничего ни о чем не знаем».

Чувственное восприятие Демокрит объяснял с помощью «истечений» от тел: от поверхности тел отлетает некая материальная пленка, имеющая форму воспринимаемого тела («видик», eidolon), проникает в глаза, а затем в душу, в которой отпечатывается — так возникают наши представления (ср. аналогичное учение о материальных истечениях у Эмпедокла).

Душа-псюхе, как и огонь, состоит из мельчайших атомов шарообразной формы, поэтому она придает телу тепло и движение (шар наиболее подвижная из всех фигур); при этом атомы души и тела «перемешаны». Демокрит не вводил специальных различий между душой и умом, и процесс мышления объяснял также через «отпечатывание образов».

О богах

Демокрит допускал существование богов, считая их состоящими из атомов разумными существами, очень большими и очень долго живущими, однако не вечными. От них, как и от всего телесного, тоже исходят пленки-«идолы», причем одни «добрые», а другие «злые»; они предвещают будущее «своим видом и произносимыми звуками», чаще всего эти образы залетают в нас во сне через поры тела. Главный итог рассуждений Демокрита о богах тот, что бояться их не следует, но попросить о благотворном влиянии — весьма предусмотрительно. Такое объяснение бытия богов, по замечанию Цицерона, граничит с отрицанием их существования, и в античности у Демокрита была устойчивая репутация атеиста, тем более что традиционную веру в богов и судьбу он связывал с суевериями и страхом смерти.

Этика

Этика Демокрита — продолжение его атомистической физики: как атом есть полное и самодостаточное бытие, так и человек есть самодостаточное бытие, тем более счастливое, чем более замкнутое на себе самом. Для выражения своего понимания счастья Демокрит придумал несколько терминов: «благодушие», «благосостояние», «бесстрашие», «невозмутимость», использовал также и традиционные термины «гармония» и «размеренность». Центральное понятие его этики — эвтюмия, которой была посвящена отдельная книга. Учение о благодушии-эвтюмии находится в связи с критикой Демокритом традиционной религии и верований в судьбу (тюхе). Неологизмы euthumia и euesto подчеркивали его отказ от традиционного понимания счастья как дарованного богами (eudaimonia) либо удачным случаем (euthukhia): в результате сам принцип счастья приобретал не внешнюю, а внутреннюю обусловленность. Значение термина прежде всего связано с понятием меры, самоограничения по отношению к телесным удовольствиям: «Эвтюмия возникает благодаря умеренности в удовольствиях и размеренной жизни» (фр. 657). Мудрец умеет радоваться тому, что имеет, не завидуя чужому богатству и славе, он стремится к справедливым и законным делам. Отчетливый мотив радости, передаваемый термином, не означает отождествления эвтюмии и удовольствия: «Эвтюмия не тождественна удовольствию, как ошибочно полагают некоторые; она есть такое состояние, при котором душа спокойна и неколебима, не терзается никакими страхами, суевериями или прочими переживаниями».

Основная часть сохранившихся фрагментов Демокрита относится именно к этике, но в настоящем виде сложно судить, насколько близко каждое высказывание передает слова самого Демокрита. Признается, что собрание моральных наставлений у Стобея содержит в основном аутентичный материал, хотя помещено под именем «Демократа». Это яркие образцы афористической моралистики, пользовавшиеся устойчивой популярностью на протяжении веков: «Лучше думать перед тем, как действовать, чем после», «Любящие порицать неспособны к дружбе», «Быть верным долгу в несчастии — великое дело», и т. д., всего около 480 изречений («гном»).

Значение Демокрта в науке

В историю философии Демокрит вошел как основоположник атомистики. Сущность его атомистического мировоззрения состоит в том, что бытие состоит из совокупности мельчайших, неделимых материальных частиц — атомов, которые находятся в пустоте. Все воспринимаемое органами чувств возникает из соединения атомов. Рождение и смерть обусловлены соединением атомов и их распадом. Демокрит полагал, что движение бытия во времени совершается по некоей необходимости или судьбе, которая непостижима, а для человека тождественна случайности. Вместе с тем, Демокрит призывал постигать причину любого явления. В качестве способа познания Демокрит признавал только умозрительное умозаключение. Идею атомизма ученый последовательно применял во всех своих исследованиях: в математике, физике, астрономии, биологии, психологии, культуре, политике, логике.

В основу космогонических представлений Демокрита положена концепция о множественности миров во Вселенной, время для него не имеет начала, так как означает изменение бытия, которое происходит вечно. Демокрит уподоблял человеческий организм космосу и называл его микрокосмом. Он признавал существование богов в виде соединений огненных атомов, но отрицал их бессмертность. В эстетике Демокрит, по-видимому, первым выявил грань между прикладными искусствами, требующими лишь наличия навыков, и художественным творчеством, невозможным без вдохновения. В этике философ развил учение об атараксии. Есть сведения, что Демокрит, используя опыт своих путешествий, составил географическую карту известных ему стран. В политике он был сторонником демократического устройства общества.

Традиционно считается, что Демокрит был учителем Протагора и, соответственно, повлиял на формирование релятивистских учений софистов. Также традиционно (во многом благодаря эпикурейской историографии) он считается одним из источников формирования скептической традиции — влияние на Пиррона через Метродора Хиосского и Анаксарха. Учение Демокрита считается высшей стадией древнегреческого материализма и получило дальнейшее развитие в философии Эпикура.

Фрагменты о воспитании

ДЕМОКРИТ

Демокрит (ок. 460—370 до н. э.) — представитель материалистического направ­ления в древнегреческой философии. В. И. Ленин считал Демокрита наиболее ярким выразителем материализма древности. Демокрит был ученым-энциклопеди­стом, занимавшимся математикой, физикой, анатомией, медициной, историей и .дру­гими науками. По свидетельству древнегреческих писателей, ему принадлежало до 70 различных сочинений. К сожалению, из них полностью не сохранилось ни одного.В работах других авторов встречаются многочисленные цитаты из сочинений Демокрита. В них есть очень много интересных высказываний по вопросам воспи­тания. Демокрит одним из первых высказал мысль о необходимости сообразовать воспитание с природой ребенка. Сопоставляя важность сообщения детям разно­образных знаний и развития у них мышления, он отдает предпочтение второму. Ему принадлежит высокая оценка роли упражнения в воспитании и обучении. Считая любознательность детей главной пружиной обучения, он все же считал, что нельзя обойтись и без элементов принуждения. Исключительно большое значение в воспитании детей Демокрит придавал воздействию родителей.

Фрагменты о воспитании

430. «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».

435. «Многие многознайки не имеют ума».

436. «Должно стараться не столько о многознании, сколько о всесто­роннем образовании ума».

551. «Лучшим с точки зрения добродетели будет тот, кто побуждается _ к ней внутренним влечением и словесным убеждением, чем тот, кто зако­ном и силой. Ибо тот, кого удерживает от несправедливого [поступка] за­кон, способен тайно грешить, а тому, кто приводится к исполнению долга силой убеждения, не свойственно ни тайно, ни явно совершать что-нибудь преступное. Поэтому-то всякий, кто поступает правильно с разумением и с сознанием, тот вместе с тем бывает мужественным и прямолинейным».

552. «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда, дурные же вещи сами собой производятся без труда. Ибо часто человека, у которого от природы весьма плохое

состояние души, это заставляет по­мимо его воли быть дурным».

553. «Могут быть юноши умные и старики глупые. Ибо научает мыс­лить не время, но раннее воспитание и природа».

554. «Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки».

577. «Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей».

615. «Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраи­вает человека и, преобразуя, создает [ему вторую] природу».

616. «Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель,— стыду. Ибо по преимуществу из этих

занятий обычно рож­дается стыд».

617. «Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье».

618. «Постоянный труд делается легче благодаря привычке».

619. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от при­роды».

620. «Дети скупых [родителей], если они выросли в невежестве, подоб­ны танцующим между мечами [поставленными вверх лезвиями]. Они поги­бают, если при прыжке не попадают в то единственное [место], где следует поставить ноги. Однако трудно попасть в то единственное место, так как оставляют [место только для] подошвы ног. Точно так же и эти дети: если они уклонятся от следования отцовскому примеру — от [отцовской] забот­ливости и бережливости, то обыкновенно гибнут».

621. «От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем полу­чить и зло, а также средство избежать зла. Так, например, глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство [избегнуть этой опасности] — обучение плаванию».

622. «У людей зло вырастает из добра, когда не умеют управлять и надлежащим образом пользоваться добром. Неправильно было бы подоб­ные вещи относить к числу зол, [но должно] считать их благами. Добром можно пользоваться, если кто захочет, и для отражения зла».

624. «Воспитание детей — рискованное дело, ибо в случае удачи по­следняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неуда­чи горе несравнимо ни с каким другим».

Демокрит в его фрагментах и свидетельствах лреиности. М., Соцэкгнз, 1935, с. 211—236.

Цитаты Демокрита

Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше потребности они порождают. Алчность, корыстолюбие

Тот, кто склонен противоречить и много болтать, неспособен изучить то, что нужно. Болтливость

Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье. Воспитание и воспитатели

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. Воспитание и воспитатели

Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими. Вражда, враги

Все говорить и ничего не желать слушать есть признак гордости. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

Лучше, чтобы хвалил нас кто-нибудь другой, чем хвалить самого себя. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

Не делать никаких уступок жизни есть признак безрассудства. Глупость, посредственность, упрямство

Сильно вредят дуракам те, кто их хвалит. Глупость, посредственность, упрямство

Не слово, а несчастье есть учитель глупцов. Горе, несчастье, беда

Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели. Добродетели

Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных. Дружба, друзья

Единомыслие создает дружбу. Дружба, друзья

Мы не столько нуждаемся в помощи от друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим. Дружба, друзья

Не стоит жить тому, у кого нет ни одного истинного друга. Дружба, друзья

Тот человек, у которого истинные друзья не остаются долго, имеет тяжелый нрав. Дружба, друзья

Завистливый человек причиняет огорчения самому себе, словно своему врагу. Зависть, ненависть, месть

Зависть полагает начало раздору среди людей. Зависть, ненависть, месть

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. Знания, ученье, любознательность

Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения. Знания, ученье, любознательность

Причина ошибки — незнание лучшего. Иллюзии, ошибки, заблуждения

Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают. Искренность, правдивость, честность

Постыдно чужие недостатки тщательно примечать, а на свои не обращать внимания. Критика

Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит. Любовь

Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид. Любовь

Мужество делает ничтожными удары судьбы. Мужество, героизм, доблесть

Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот, кто господствует над своими страстями. Мужество, героизм, доблесть

Совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего. Несправедливость

Делающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя. Нравственность, мораль

Быть верным долгу в несчастье — великое дело. Ответственность, долг

Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков. Поведение, поступки

Жить дурно, неразумно, невоздержанно — значит медленно умирать. Пороки

Умеренность умножает радость жизни и делает удовольствие еще большим. Простота, скромность

Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни. Пьянство, курение

Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей. Родители, дети

Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной — тот потерял и дочь. Родители, дети

Наихудшее, чему может научиться молодежь, — легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых развивается порок. Родители, дети

Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей. Родители, дети

Забвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство. Совесть, честь

Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни. Совесть, честь

Всякий вид работы приятней, чем покой. Труд

Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует. Ум, мудрость

Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет. Ум, мудрость

Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость. Ум, мудрость

Блага юности — сила и красота, благо старости — расцвет разума. Физическая культура

У кого характер упорядочен, у тех и жизнь благоустроена. Характер, выдержка, самообладание

Быть хорошим человеком — значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого. Человек, люди

Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы. Человек, люди

Человека нужно оценивать не только по его делам, но и по его стремлениям. Человек, люди

Мудрость веков в словах великих. Сборник афоризмовГруппа авторов

Демокрит

Ок. 460—370 гг. до н. э.

Древнегреческий философ, ученый-материалист. Демокрит развил учение об атоме.

Фото бюста Демокрита

Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей.

Быть верным долгу в несчастье — великое дело.

Быть хорошим человеком — значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.

Враг не тот, кто наносит обиду, а тот, кто делает это преднамеренно.

Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими.

Все говорить и ничего не желать слушать есть признак гордости.

В счастье легко найти друга, в несчастье же — в высшей степени трудно.

Всякий вид работы приятнее, чем покой.

Выражение лица в зеркале видится, души же — в беседах проявляются.

Делающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя.

Для меня слово мудрости ценнее золота.

Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели.

Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных.

Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.

Если не желаешь признать похвалы заслуженными, то считай их лестью.

Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным.

Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем большие потребности они порождают.

Желающий учить того, кто высокого мнения о своем уме, попусту тратит время.

Жить дурно, неразумно, невоздержанно — значит не плохо жить, но медленно умирать. Забвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство.

Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу.

Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется.

Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше.

Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить правильные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует.

Из удовольствий наиболее приятны те, которые случаются наиболее редко.

Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной — тот потерял и дочь.

Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит.

Лучше думать перед тем, как действовать, чем после.

Лучше изобличить собственные ошибки, чем чужие.

Лучше, чтобы хвалил нас кто-нибудь другой, чем хвалить самого себя.

Многие, которые кажутся друзьями, на самом деле не суть друзья, и наоборот, некоторые, не кажущиеся друзьями, на самом деле друзья.

Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекрасные речи.

Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим.

Наихудшее, чему может научиться молодежь, — легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых развивается порок.

Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков.

Не родственные связи создают друзей, но общность интересов.

Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.

Не стоит жить тому, у кого нет ни одного истинного друга.

Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой.

Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.

Отказывайся от всякого удовольствия, которое не полезно.

Откровенная речь — свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент.

Подобно тому как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни.

Постыдно чужие недостатки тщательно примечать, а на свои не обращать внимания.

Признак ума — предотвратить обиду, не ответить же на нанесенную обиду — признак бесчувственности.

Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.

Сила и красота суть блага юности, преимущество же старости — расцвет рассудительности.

Сильно вредят дуракам те, кто их хвалит.

Страх порождает лесть.

Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения.

Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа; несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья.

Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид.

Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно.

Тот человек, у которого истинные друзья не остаются долго, имеет тяжелый нрав.

Узнав секрет от друга, не выдавай его, сделавшись врагом: ты нанесешь удар не врагу, а дружбе.

У кого характер упорядочен, у тех и жизнь благоустроена.

Украшение женщины — молчаливость; похвальна также и простота наряда.

Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим.

Хороший друг должен на веселье являться по зову, на бедствие же друга приходить без зова.

Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы.

Человека нужно оценивать не только по его делам, но и по его стремлениям.

Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но из того, чего они желают.

Воспитание детей. Педагогические взгляды Демокрита

Демокрит (ок. 460 — ок. 370 гг. до н. э.) был выдающимся древнегреческим философом-материалистом. По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству.

Мысли Демокрита о воспитании актуальны и сегодня. Так, он считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания.

Под воспитанием философ понимал обучение, упражнение.

В дошедших до нас фрагментах трудов Демокрита отражено требование: надо начинать воспитание детей с малых лет.

Демокрит первый, кто поднял вопрос умственного воспитания детей. Демокрит так высказался за развитие ума: «Многие многознайки не имеют ума».

Воспитывая ребенка, воспользуйтесь мудрыми советами Демокрита.

МУДРЫЕ СОВЕТЫ ДЕМОКРИТА

• «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться».

• «Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы».

• «Иногда молодым людям присущ разум, а старцам — безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа».

• «Благомыслие отца — лучшее наставление детям». Демокрит подчеркивал важность:

• силы словесного воздействия, воспитания «убеждением и доводами», что очень созвучно современным методам воспитания;

• приобщения ребенка к труду, без которого дети не могут «обучаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике. ни способности стыдиться».

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: