Самые яркие цитаты представителей культуры Казахстана в 2021 году


Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ посоветовал рэперу Ахмадиеву найти проституткам работу

В сети рэпер Жан Ахмадиев распространил видео, где проводит «рейд» по улице Сейфуллина в Алматы. Мужчина решил бороться с проституцией в городе при помощи камчи. Ранее продюсер Баян Алагузова назвала это «дикостью».

По мнению главы Минкультспорта, рэпер решил сделать себе пиар на своей акции с проститутками.

Министр культуры и спорта Казахстана Арыстанбек Мухамедиулы прокомментировал скандальное видео рэпера Жана Ахмадиева, об этом сообщал Sputnik Казахстан.

Мухамедиулы считает, что своим поступком музыкант хотел «сделать себе имя».

— Я сторонник того взгляда, чтобы девушки на улице не стояли, если мы создавали им условия, улучшать их материальное положение. Важно духовное развитие. Наша задача — наоборот, им помочь, чтобы они получили профессию и работали по специальности. Насчет видео, я не очень это приветствую. Жаль, что такие инциденты выходят на всеобщее обозрение. Он просто, наверное, хотел сделать себе имя. Пускай он им создает условия, пускай хорошую работу дает, — сказал Мухамедиулы корреспонденту Sputnik Казахстан.

Министр отметил, что правовую оценку действиям Ахмадиева должны дать правоохранительные органы.

Высказывания о Нурсултане Назарбаеве

ТАСС-ДОСЬЕ. 19 марта 2021 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил об уходе в отставку с поста главы государства. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила подборку высказываний о Назарбаеве российских и зарубежных государственных деятелей.

Президент России Владимир Путин:

«Что меня всегда, честно говоря, в Нурсултане Абишевиче радовало и удивляло, ведь он еще в советское время сделал карьеру, сделал блестящую карьеру, и удивляет до сих пор — это то, что, несмотря на советское прошлое, он человек, всегда устремленный в будущее. Это удивительное качество! Он умеет окружать себя очень дельными и эффективными людьми, молодыми людьми, и никогда не боится ставить рядом с собой сильных людей» (9 мая 2021 года в интервью генеральному директору Телерадиокомплекса президента Республики Казахстан Ерлану Бекхожину).

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев:

«Вы наш стратегический партнер и просто друг нашей страны, союзник России» (1 ноября 2021 года на встрече с Нурсултаном Назарбаевым в Астане).

Экс-президент СССР Михаил Горбачев:

«Мы знаем друг друга очень давно — много лет, несколько десятилетий. Я могу со всей ответственностью и искренностью сказать: ты прошел путь человека и политика, который делает честь и тебе, и твоей стране… Проницательный ум, интуиция политика, умение разбираться в сложных проблемах экономики и производства, понимание нужд людей — все это оказалось особенно необходимо, когда Казахстан обрел независимость и когда многое зависело от человека, которому выпало в это трудное время возглавлять республику» (6 июля 2015 года в поздравлении по случаю дня рождения Нурсултана Назарбаева).

Президент США Дональд Трамп:

«У Казахстана есть преимущества по сравнению с другими странами, которые, откровенно говоря, находятся в жесткой ситуации. Президент пользуется огромным уважением и проделал большую работу… Мы с вами уже встречались в Саудовской Аравии, где очень быстро нашли общий язык, и это действительно потрясающе — то, что вы сделали» (16 января 2021 года на встрече с Нурсултаном Назарбаевым в Белом доме).

Председатель КНР Си Цзиньпин:

«За 20 лет Казахстаном проделан огромный путь. В Китае хорошо знают и глубоко уважают Нурсултана Назарбаева, внесшего неоценимый вклад в развитие отношений между Казахстаном и Китаем» (6 апреля 2013 года в ходе визита Нурсултана Назарбаева в Китай).

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган:

«Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев — выдающаяся личность современности и аксакал тюркского мира. Авторитет президента Казахстана в тюркском мире очень высок» (16 апреля 2015 года на встрече в Астане).

Канцлер ФРГ Герхард Шредер:

«Президент Нурсултан Назарбаев своей политикой добрососедства внес значительный вклад в то, чтобы республика стала фактором стабильности в Я искренне желаю, чтобы мой преемник продолжил замечательное партнерство между Францией и Казахстаном. Эффективное сотрудничество между нашими странами стало возможным также благодаря Вашему видению государственного деятеля и уникальным качествам, которые вы использовали для утверждения Казахстана в качестве лидера Центральной Азии и укрепления его позиций на международной арене» (в письме от 17 мая 2012 года).

Айсулу АЗИМБАЕВА призналась, что она «пьет, курит, матерится и не стремится выйти замуж»

фото  

Об этом актриса рассказала на своей странице в  .

Азимбаева написала пост на своей странице в соцсети. Актриса заявила, что не пытается быть идеальной.

«Недавно я поняла и приняла, что это нормально не стараться быть идеальной, что это нормально быть не идеальной, что это нормально не быть идеальной. Я не особо хочу нравиться всем. Я хочу нравиться себе», — написала актриса.

Кроме того, девушка написала весьма откровенные строки. Девушка написала, что она «пьет, курит, матерится и не стремится выйти замуж».

«Если вы не знали: я матерюсь, я феминистка, я пью вино и водку, я бросила курить и занялась спортом, я потеряла веру в любовь и вновь ее обрела, благодаря сеансам психотерапии, я готова не выходить замуж и не рожать детей и влюбляться хоть каждый день, я не верю в бога», — добавила она.

Русский сенатор был прав: Казахстан по гроб жизни обязан России


Каким должно быть отношение русских политиков к новым государствам, возникшим на территории Российской Империи? Актуальный вопрос, который встаёт ребром всякий раз, как политики этих стран изрекают нечто «благоухающее».
Казахстанский министр иностранных дел Мухтар Тлеуберди вздумал российских политиков политической культуре поучить. Конкретно сенатора Вячеслава Никонова, заявившего в эфире Первого канала, что «территория Казахстана – это большой подарок со стороны России», что жутко возмутило казахстанский МИД. И депутата Евгения Фёдорова, который на следующий день на YouTube-канале «Белрусинфо» тоже упомянул о «подаренных территориях», реакцию казахстанского МИД расценил как неблагодарность, а 20 декабря вообще призвал к восстановлению единого государства России и Казахстана. Вот и прорвало по этому поводу г-на Мухтара Тлеуберди, заявившего, что «это задевает мою гордость», «это бред сивой кобылы» и вообще – «когда такие вопросы поднимаются, в первую очередь надо опираться на историков».

Национальная гордость и историческая правда

Что ж, раз такое дело, давайте разберёмся «опираясь на историков», является ли «бредом» сказанное Никоновым и Фёдоровым или гордость г-на Тлеуберди задевает изложение чистой исторической правды.

Что, собственно, сказал Никонов? «Казахстана не существовало» (В.Никонов). А что, разве до образования Казахской ССР в составе Советского Союза такая государственность имела место быть? Насколько известно из истории, начиная ещё с XVIII века теснимые джунгарами казахские роды (жузы) стали один за другим проситься (!) в российское подданство. И назывались все они вместе отнюдь не государством Казахстан, а Киргиз-Кайсацкой Ордой. Что, согласитесь, не одно и то же.

Смотрим дальше. «Северный Казахстан вообще не был заселён. Они (казахи) существовали гораздо южнее» (В.Никонов). Что здесь не так? Разве территория Северного Казахстана не была землями Семиреченского казачьего войска со столицей в городе Верном (переименован в Алма-Ату)? Разве не все старейшие города на этой земле построили русские, благодаря которым вчерашние кочевники получили промышленность, грамотность, культуру, национальную интеллигенцию и (пардон!) научились мыться? Возможно, эти факты и ущемляют чью-то излишне чувствительную «национальную гордость», но факт есть факт…

И наконец, «территория Казахстана – это большой подарок со стороны России и СССР» (В.Никонов). А разве не так? Территория эта сначала была частью Российской Империи, потом являлась автономией в составе РСФСР и только в 1936 году (!) стала союзной республикой – Казахской ССР. Что и позволило ей в 1991 году при распаде СССР уйти в самостоятельное плавание.

Так что ничего «ущемляющего национальную гордость» г-на Тлеуберди и Казахстана в целом Никонов не сказал. Всё соответствует исторической правде. А вот может ли сам Казахстан похвастаться подобным – большой вопрос.

Старая, старая сказка…

Как известно, когда навязчивая идея о собственном величии возводится в ранг национальной идеологии, это, как правило, приобретает весьма комичные формы.

Так в «Ичкерии» времён Дудаева на научных конференциях всерьёз доказывали, что чеченцы – единственные потомки библейского Ноя (все прочие народы, очевидно, произошли от дарвиновской обезьяны), а Адам и Ева в раю говорили по-чеченски. Украинские псевдоисторики прославились историческими открытиями вроде подводных лодок запорожцев на гребной тяге и выкопанного древними украми Чёрного моря.

Мы-то в России, обладая действительно великой историей и не имея нужды её себе придумывать, глядя на подобные «шалости» бывших частей единой страны, не можем относиться к этому иначе как к своеобразному «политическому детству». Так ребёнок для укрепления личного авторитета перед сверстниками хвалится, что «его папа – космонавт (олигарх, генерал)». Однако подобные вещи допустимы исключительно для внутреннего употребления и никак не могут излагаться официальными лицами в качестве позиции государства.

А что творит официальная казахстанская пропаганда с историческими фактами – это вообще отдельная тема. Ну ладно ещё фильм-киносказка «Кочевник» – о том, как высококультурные казахи истреблявших их джунгар в одиночку одолели (правда, зачем после единственной выигранной битвы сразу побежали под руку России проситься, вообще непонятно). Ну да это дело давнее – кто о нём помнит! Так теперь в рамках становления соответствующей «казахской исторической памяти» отсняли ещё более мифологический шедевр – «Плач Великой степи». О том, как злые русские непонятно за что в 1920-1930-х годах из имевшихся на тот момент согласно переписи 3,6 млн казахов выморили голодом (только не смейтесь!) 8,5 млн и ещё 1,5 млн заставили бежать из страны.

И ладно бы речь шла об одном только этом «киношедевре» на тему «казахомора»! Так ведь нет: число жертв постоянно росло. Если в статье «Население Казахстана в 1917-1939 гг.» речь идёт о 2,2 млн казахов, погибших за весь (!) этот период в Гражданской войне от болезней и голода, то в 2021 году выходит документальный фильм Жанболата Мамая «Зулмат. Геноцид в Казахстане», где число потерь только от голода и эпидемий в 1932-1933 годах показано в 2,2 млн человек. А затем в фильме Досыма Сатпаева «Откочевники мёртвой степи» говорится уже о 4 млн умерших.

Так что нынешняя цифра в 8,5 млн – это явно не предел и она ещё будет расти.

Россия и «бывшие наши»

И ещё пара слов насчёт «неблагодарности». Казалось бы, за сам факт своего существования Казахстан должен по гроб жизни быть благодарен России в целом и русским в частности. Но тогда, может быть, стоит напомнить г-ну Тлеуберди и казахстанскому руководству о том, какая ползучая, но целенаправленная «дерусификация» проводится в Казахстане на протяжении всех 30 постсоветских лет? Как с карты исчезли практически все изначальные названия построенных русскими (да, именно русскими!) городов: Гурьев, Семипалатинск, Усть-Каменогорск… Даже нынешняя столица Нур-Султан, ещё до того как стать Астаной, именовалась своим исконным именем – Акмолинск.

Напомнить и о том, что тех немногих, кто отваживается в Казахстане говорить правду, ждёт сегодня скорая расправа. Последний пример – предприниматель и блогер Ермек Тайчибеков, уже однажды сидевший в тюрьме за призыв к максимальной интеграции Казахстана с Россией, а теперь снова арестованный за сказанные в одном из интервью слова о том, что в Казахстане «русофобия стала частью государственной политики». А что, разве он неправду сказал?!

Что любопытно, подобное отношение к России и русским не только в Казахстане, но и в ряде других «бывших наших» сочетается с разговорами об их якобы «многовекторности». Мол, ну да, кусаем Россию за руку, которой многим обязаны, так ведь это чтобы Западу тоже понравиться! Как тут не вспомнить русскую пословицу про ласкового телёнка, который двух маток сосёт…

На Валдайском форуме нынешний казахстанский президент Токаев пел осанну «многовекторности» казахстанской политики – мол, дружить со всеми надо, чтобы инвестиции в стране были вместо ракет. Путин тогда его ещё очень тонко уел: мол, Саддам Хусейн тоже примерно так же рассуждал… Кстати, недавно одно из известных российских СМИ после истерики казахского посла даже было вынуждено снять с публикации статью о том, что не стоило бы Казахстану так уж слишком торговать во все стороны своей ж… пардон, «многовекторностью». Хотя по большому гамбургскому счёту – что на правду обижаться-то?

Кстати, к чему вся эта «многовекторность» в конечном счёте приводит, г-н Токаев может хоть у того же г-на Пашиняна поинтересоваться. Тоже очень «многовекторный» политик был и благодарностью к России не отличался. Ну и в итоге – сами знаете…

Владимир Хомяков

Димаш КУДАЙБЕРГЕН призвал «звёзд» брать пример с детей и петь вживую

фото Knews.kg

К такому выводу исполнитель пришел после международного конкурса Baqytty Bala.

Известный казахстанский певец Димаш Кудайберген обратился к артистам.

В своем инстаграм-аккаунте он призвал «звёзд» брать пример с детей и петь вживую.

«Хочу сказать некоторым «звёздам » — поучитесь у детей как надо петь настоящим живым голосом.

Вот, они честным способом доказывают свой талант! Если кого то задел этим высказыванием, то, прошу прощения. Но это правда, голая правда!», — написал Димаш.

Баян АЛАГУЗОВА о смерти Дениса Тена

фото:bayanmaxatkyzy

Казахстанский продюсер Баян Алагузова высказалась о трагачической гибели фигуриста Дениса Тена.

«Ушел лучший, Всевышний его забрал, быть может, чтобы мы, наконец, поняли, что происходит на самом деле? На самом деле два ублюдка хладнокровно убили его за кусок стекла, который потом с позволения владельцев базаров можно спокойно продавать и покупать, никем не проверенное, и с молчаливого согласия всех, кто связан с этим «позорным бизнесом», такое происходит каждый день в нашем «солнечном» городе, я не знаю владельцев авто, у которых не воровали зеркала — и это уже норма. И это страшно, что нам страшно ходить по улицам, где тебя подстерегаете любая опасность», — написала она.

Экс-солистка «КешYOU» Анель Аринова рассказала о сексуальных домогательствах

фото  

Участница стартового состава группы «КешYOU» и ныне продюсер Анель Аринова дала откровенное интервью программе»Ойбай Life», в котором рассказала о непристойных предложениях агашек.

— Скажу честно, немного раз. Были такие моменты: ты стоишь на сцене, а люди празднуют, отдыхают, пьют и могут позволить себе многое… Были на нас такие сапоги, свободного кроя. Я стояла на сцене и мне в сапог клали деньги, как в банку, — говорила Анель.

Роза РЫМБАЕВА раскритиковала певца Ернара Айдара, назвав его «тойским певцом»

Фото профиля ernaraidar_kz

Об этом инциденте писала газета «Время».

После этого неосторожного высказывания фанаты певца начали активно травить г-жу Рымбаеву в соцсетях. Но уже 3 сентября казахстанский певец Ернар Айдар опубликовал на своей странице в   фотографию с народной артисткой РК Розой Рымбаевой, заявив тем самым, что их конфликт исчерпан.

После шквала гневных отзывов Роза Рымбаева твердо заявила, что от своих слов не отказывается и имеет право выражать свое личное мнение. Но в отличие от своих слушателей звездам казахстанской эстрады, видимо, удалось уладить все разногласия.

Гайнижамал ШЕКЕЙ. О ПАТРИОТИЗМЕ, НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТАХ И НАЦИОНАЛ-ПРЕДАТЕЛЯХ

После обретения Казахией Независимости, в среде «пятой колонны», включая казахских манкуртов, стало модным шельмовать не только казахских национал-патриотов, но и само понятие «патриотизм». И это на фоне подъема национального самосознания казахского народа. А отправной точкой для этого служит вырванное из контекста и впоследствии широко цитируемое в искаженном виде изречение: «патриотизм – это последнее прибежище негодяев».

ПАТРИОТИЗМ – НЕ ДЛЯ НЕГОДЯЕВ

Все годы суверенитета в Казахстане имеет место весьма устойчивый политический тренд – если ты казах и патриот, то автоматом зачисляешься в «нацпаты», получаешь ярлык «националиста». И что интересно, каждого казахского патриота не только «пятая колонна», но и власти по умолчанию считают чуть ли не «политически неблагонадежным гражданином». Надо признать со всей обескураженностью, что это нонсенс, имеющий место из всех независимых государств мира только в Казахстане.

При этом у казахстанской «пятой колонны», которая вкупе со своими российскими спонсорами хозяйничает на казахстанском информационном поле, как бы есть негласное право клеймить национал-патриотов (еще один нонсенс!) на страницах многотиражных общереспубликанских русскоязычных изданий и вебсайтов в Интернете. И как вы думаете, за что?

А за то, что вполне естественно для любого человека и гражданина, сына своего народа. За то, что казах-патриот беспокоится о сохранении Независимости Казахии, о сохранении и развитии родного, материнского языка (ана тiлi), об укреплении национальной безопасности, о воспитании молодого поколения в духе патриотизма, о сохранении ментальности и духовности своего народа, о сохранении его национальных традиций и обычаев, об изучении национальной, подлинной, а не искаженной русскоцентризмом истории, о единении тюркского мира и др.

Что касается пресловутой цитаты «патриотизм – это последнее прибежище негодяев»

, которую так любят приводить в качестве афоризма- довода в полемике и в своих антиказахских опусах манкурты и представители пророссийской «пятой колонны», то у нее есть несколько запутанная история, извратившая столь благородное понятие как «патриотизм» в русскоязычном научном и публицистическом контенте. А также в чистом виде перенесенная в казахский контент.

Вот эта история в изложении М.Сыдыкназарова, кандидата философских наук, PhD-доктора политологии:

В русском языке эта цитата появилась благодаря Л.Н.Толстому, который включил ее в свое собрание афоризмов, но она была вырвана из контекста, поэтому неверно истолкована, а ее первоначальный вид искажен при переводе. В 2000 году был предложен другой перевод, который звучит так: «Не все пропало даже для самого отъявленного негодяя, если в нем еще живо чувство патриотизма, подчиняясь которому, он может совершить благое дело, благородный поступок на войне или в мирной жизни».

Эта фраза была произнесена Сэмюелем Джонсоном, сторонником партии королевского двора тори

в Великобритании еще во второй половине 18-го века. Высказывание было направлено против оппозиционеров – партии
вигов
, выступавших за право отделения англичан в Северной Америке, за рост национального самосознания, в защиту гражданских прав англичан, политическая позиция которых не ассоциировалась с UK-короной. Этот самый Джонсон являлся противником мнения англичан Нового времени, которые считали, что патриотизм может заключаться в «резкой и упорной оппозиции двору».

А благодаря авторитету великого писателя Льва Толстого, усеченный и исковерканный перевод цитаты в виде «патриотизм – это последнее прибежище негодяев»,

стал довольно часто употребляться в качестве афоризма царскими, имперскими, революционными, затем советскими политическими деятелями, понимавшими опасность патриотических настроений национальных окраин и стремившихся заклеймить сторонников самоопределения.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ ПРОТИВ «ИМПЕРСКОГО ЭГОИЗМА»

После краха Советской империи на постсоветском пространстве появилось сразу полтора десятка суверенных государств, в том числе благословенный 1991 год принес независимость Казахии. Такое событие выпадает на долю не каждого поколения, его можно назвать «подарком судьбы», подготовленным всем предыдущим ходом исторического развития.

И, конечно, обретение независимости прежде веками угнетенными народами или потерявшими независимость когда-то свободными государствами, представляет собой событие величайшее, сверхординарное, огромного исторического масштаба. Огромные массы людей охватывает общее чувство морально-психологического удовлетворения, личностное самосознание каждого сливается воедино и возникает такое уникальное явление, как «подъем национального самосознания» народа.

А национальное самосознание основывается на таком святом для каждого человека чувстве, как патриотизм.

К сожалению, именно его, это святое понятие, используют как разменную монету те, для кого национальное самосознание – всего лишь пустой звук, к примеру, манкурты. Ибо они не знают, что такое патриотизм, любовь к родине, не испытывают чувства благодарности к вспоившей и вскормившей их земле предков и чувства уважения к истории своего народа.

В нашей стране все годы независимости Казахии имеется в наличии и живет как у «Христа за пазухой» многочисленная «пятая колонна» русско-имперских шовинистов, которых интересует только лишь их собственное чувство национального достоинства.

При этом их так называемый «российский патриотизм» возведен в «имперский эгоизм», в гиперболизированное чувство превосходства над другими людьми, другими народами.

пятая

О российском шовинизме хорошо и в точку сказала Валерия Новодворская: «В советской школе нас учили, что национализм – это мрак и туман. Но почему-то всегда забывали сказать, что есть национализм и есть патриотизм угнетенных окраин. Почему мерзок великодержавный шовинизм в России? Потому что для него нет ни малейших оснований и оправданий – как в 19-м, так и в 21-м веке. Мы должны склонить голову в раскаянии перед теми, кого лишили права выбора, лишили национальной независимости, и кроме ярма и рабства не дали ничего».

НОНСЕНС: АНТИКАЗАХИЗМ В КАЗАХИИ

Почему-то современным казахским манкуртам очень сильно не нравится слово «патриотизм» и суть этого понятия. Они его используют только в сочетании «национал-патриотизм», а носителей этого священного чувства «нацпатами». Если ты казах и борешься за сохранение и развитие родного языка, чтобы вместе с ним не умерла душа, культура, история твоего родного казахского народа, то ты «националист».

Все нулевые и даже нынешние десятые годы 21 века, то есть спустя почти четверть века Независимости, казахские отщепенцы и манкурты, называющие сами себя «шала-казахами», в печатных СМИ и в Интернете называют казахских патриотов «мамбетами», «популистами».

Здесь нужно отметить, что вкладывая презрительный смысл в «термины «мамбетизм», «популизм», апологеты антиказахизма не попадают в цель. Ведь мамбет – усеченное имя пророка Мухаммеда в казахском варианте, популист – фр. «populisme» от лат. populus — народ. Но, превратив эти слова в ярлыки, антиказахи-манкурты предъявляют их в качестве неких ужасных обвинений казахам-патриотам.

Странно, но правительство не замечает, что все русскоязычные типа «независимые» печатные издания, сайты в информационном пространстве Казахии строят свою информационную политику в антиказахском формате, подчеркивая, что они являются «казахстанскими», вкладывая в это определение некий, так называемый «интернациональный» смысл.

жирик

На самом деле их так называемый «интернациональный подход» построен на «антиказахизме», то есть отрицании всего «казахского» – языка, государства, ментальности, мировоззрения, философии, истории и, в конечном счете, будущего казахского народа.

Вот цитата из интервью «видного» антиказаха Данияра Ашимбаева: «Теперь в Казахстане самая больщая проблема – шала-казахи, те, кто удерживает нацию от мракобесия и мамбетизма. Давайте будем с ними бороться, пусть они уедут. И кто будет тащить страну вперед?».

З

десь возникают встречные вопросы. А как же казахский народ дошел до 21-го века, до третьего тысячелетия нашей эры, сохранив свою государственность, когда русскоязычных антиказахов-политологов до 20-го века в его среде не было и в помине?! И кто «тащил нацию вперед», кто возродил казахскую государственность в преддверии 21-го века? Неужели прадеды ашимбаевых, еримбетовых и им подобных?!

И подобную бредятину, антиказахскую муть законченного манкурта, не далее как в летом прошлого, 2013 года, публикует многотиражная русскоязычная газета «Время». После этого казаха-манкурта, осенью прошлого года интервью той же газете «Время» дает неблагодарный потомок переселенных в Казахию корейцев, один из многочисленных ПАКов с русским именем Михаил. При этом и наш манкурт Ашимбаев, и журналист-кореец Пак, и русско-еврейская редакция с казахами-манкуртами в ее составе газеты «Время» – все они в эпоху Независимости Казахии ведут антиказахскую пропаганду. В последние годы очень тонко завуалированную.

А из сути этих политически заказных интервью следует, что современная казахская нация, признанная мировым сообществом, имеет якобы придуманную государственность, что и история у него придуманная, что казахский национал-патриотизм – это обыкновенный популизм, что казахский язык необязательно изучать и знать, и т.д. и т.п.

Оказывается, достаточно того, что, как заявляет все тот же Данияр Ашимбаев, «когда я работаю с архивными документами или биографиями, то с помощью словаря справляюсь самостоятельно. То, что я не читаю казахскую прессу или какие-то казахские источники, просто – для меня в этом нет необходимости».

Боже правый, как же он «работает над биографиями» в Казахстане, не пользуясь казахскими источниками?!

К сведению наших манкуртов, в России даже дворникам-нерусским не разрешается мести метлой, пользуясь только словарем, их заставляют писать диктанты и бегло говорить на русском. Как заявил мэр Москвы Собянин, «кто не владеет русским языком, не могут влиться в наше общество, так как находятся вне нашего культурного поля».

МАНКУРТИЗМ


НАСЛЕДИЕ КОЛОНИАЛИЗМА
Как будто в нашем молодом независимом Казахском государстве мало русско-имперских шовинистов, так здесь еще полным-полно манкуртов ашимбаевско-еримбетовского разлива. Просьба не путать с теми, кто плохо знает родной казахский язык или плохо осведомлен об истинной казахской истории – многие их них по своему менталитету более казахи и более патриоты, чем иные «нагыз-казахи».

Ашимбаевско-еримбетовской и прочей антиказахской пропагандой забиваются головы молодого поколения – русскоязычных казахов и русско-славянской молодежи, то есть первому поколению казахстанцев, выросшему в суверенном Казахстане.

На этом широком информационном русскоязычном фоне союза казахских политологов- манкуртов и «пятой колонны» весьма скромно выглядит информационное влияние АКОРДЫ, исповедующей «новый казахстанский патриотизм» в Стратегии «Казахстан-2050».

Особенно забавно звучат сентенции Нурлана Еримбетова. В одном из своих многочисленных интервью он заявляет «я – простой русской парень»,

в другом – горестно печалится, что
«у нас (казахов) нет национальной гордости».
Откуда у манкуртов эта национальная гордость может быть, если они сами себя называют
«простыми русскими парнями»?!
И что будет с казахским народом, если все казахские жігіттер будут называть себя «простыми русскими парнями»?!

А в 2009 году Нурлан Еримбетов безапелляционно- убежденным тоном выразил свой взгляд на историю Казахстана в газете «Тасжарган»:

«Сегодня в нашей стране появилось много нечистоплотных историков, которые за деревьями не видят леса. Они пытаются уверить нас, что в том, что Казахстан в бытность СССР был колонией. Об этом говорят те политики и ученые, которые не состоялись в советское время…. Многие сегодня путают свою личную историю с историей страны. Они осуждают правителей, ушедших из жизни, понимая, что им за это ничего не будет. Осуждают ушедшую эпоху».

Таким образом, согласно странной логике автора цитаты, нельзя осуждать гитлеризм и сталинизм, тоталитаризм и диктатуру, потому что, видите ли, это «ушедшие эпохи». А как быть с тем, что человечество должно учиться и учится на уроках истории?! И Нюрнбергский процесс состоялся, чтобы не повторилась «ушедшая эпоха» гитлеризма и фашизма, и снова не появился «ушедший из жизни правитель» типа Гитлера. И о чем только думают еримбетовы, когда «мелют языком»?

Не знаю, что Еримбетов думает сегодня о «стамбульском спиче» Н.Назарбаева, произнесенном в октябре 2012 года на бизнес-форуме в Стамбуле. И интересно, что он может противопоставить мнению Президента РК, который на весь мир заявил:

— «Мы живем на родине всего тюркского народа. После того, как в 1861 году был убит последний казахский хан, мы были колонией российского царства, затем Советского Союза. За 150 лет казахи едва не лишились своих национальных традиций, обычаев, языка, религии. С помощью Всевышнего мы в 1991 году провозгласили свою Независимость. Турецкое государство самым первым порадовалось за нашу Независимость, признало нашу Независимость. Наш народ никогда этого не забудет».

Это заявление Н.Назарбаева о сакраментальных плодах колонизации – участи, постигшей казахский язык, культуру, духовность – заставило казахских манкуртов и пророссийскую «пятую колонну» несколько умерить свой пыл.

А вот несколько цитат из статьи нашего Лидера нации «Воплощение мечты Абая», опубликованной в «Казахстанской правде» в октябре 2013 года по поводу 300-летия Абылай хана:

— «Сегодня имеет место кардинальное переосмысление
национальной истории
с учетов новых подходов, выработанных за годы Независимости».

— «Только поколение, которое знает о непростой истории государства, поворотах и зигзагах пути, пройденного предками,

«белых пятнах» и свершениях великих личностей, сможет успешно достичь намеченной цели».

— «История – это урок
жизни
. Образы Абылай хана и его эпохи, жырау и мудрецов, биев и батыров того времени должны храниться в сознании молодого поколения».

— «Молодежь должна хорошо представлять роль Абылай хана в истории казахского народа. Это будет способствовать тому, что в сердцах следующих поколений произрастут семена патриотизма, любви к своей стране.

Мы должны полностью выполнить свою задачу перед молодым поколением, создав необходимые условия для
правильного формирования его мировоззрения»
(здесь и выше курсив мой – Г.Ч.).

НЕЗАВИСИМОЙ КАЗАХИИ НУЖНЫ
НАҒЫЗ-ПАТРИОТЫ
Школьный товарищ и друг Чокана Валиханова Г. Н.Потанин в очерке о нем написал: «Он был слишком европеец, более европеец, чем русские, и потому никогда уже не мог снять с себя наложенную на него печать европейской духовной культуры.Но эта привязанность к Европе не отрывала его от его народа. Напротив, европейский дух, в котором он воспитался, обязывал его смотреть на себя как на слугу своего киргизского (казахского) народа»

.

Как пишет Г.Н.Потанин, «задачей своей жизни Валиханов считал служение киргизскому народу, защиту его интересов перед русской властью и содействие его возрождению».

Здесь можно добавить: «А казахские манкурты и национал-предатели смотрят свысока на породивший их народ, охаивают его духовность, его историю, и даже свой родной, материнский язык».

Наш современник, казахский поэт-патриот Мукагали Макатаев посвятил своему отечеству следующие искренние строки:

Қазахстан! Ардагым-ай!

Сен менің Шолпанымсың, жанған ұдай,

Өзінде өмір сүрген қандай бақыт,

өлмейтін махаббатым, арманым-ай!

В переводе на русский: О, Казахстан! Радость моя! Ты утренняя звезда, всегда освещающая мой путь! Какое счастье жить на родной земле, быть с тобой вместе, моя неизбывная любовь, моя мечта!

Мы, современные казахские национальные патриоты, хотим, чтобы будущее Казахии было светлым, чтобы отныне и навсегда наша родная земля была независимой, чтобы казахская государственность («Қазақ Елі») была вечной («Мәңгілік Ел»). И, соответственно, казахский народ, казахская история и казахский язык тоже были вечными.

Чтобы снова вернулись на землю предков казахи, изгнанные с родной земли сто лет назад, внуки и правнуки которых до сих пор живут на чужбине и скоро там совсем ассимилируются. А ведь Казахия находится на 9-м месте в мире по территории и на первом месте по самой низкой плотности населения.

И все эти казахские мечты («қазақтың ұлттық арманы») отражены в Стратегии «Казахстан-2050». Таким образом, ничего такого «криминального» и политически неблагонадежного казахский национальный патриотизм собой не представляет. К тому же для современного казахского государства «нағыз-патриоты» нужны и важны не меньше, чем «нағыз-казахи».

«ЧЕЛОВЕКУ ХОРОШО ТАМ, ГДЕ ЛУЧШЕ», ИЛИ ВСЕ ЖЕ

« И ДЫМ ОТЕЧЕСТВА НАМ СЛАДОК И ПРИЯТЕН»?

По мнению либерала-демократа Сергея Дуванова, «в любой стране есть люди, для которых вопросы этнической идентификации представляются определяющими и которые стремятся вытащить их на государственный уровень». При этом он уточнил: «Учитывая, что само понятие национализма традиционно воспринимается слишком негативно, я предпочитаю называть их национал-патриотами». Далее Дуванов заявил: «Что касается национал-патриотической партии у нас, считаю, что если есть люди, разделяющие эти взгляды, то у них должна быть возможность создавать и партии».

Еще в 2002 году, в майском номере газеты «Казахская правда» в статье «Казахская национал-патриотическая партия – веление времени» я написала (с позволения читателей, процитирую свои слова): «Идейная осада казахов в их собственной стране – исторический нонсенс. Да, мы – националисты. Крест националистов казахи несут еще со времен Алаш Орды, потом его водрузили на плечи ряда наших передовых деятелей науки и культуры. А в 1986 году весь казахский народ был обвинен в национализме. Это для нас не хула, а похвала, причем высшего качества».

Разумеется, в анонимно-редакционной рубрике и ныне благополучно здравствующей газеты «Мегаполис», стоявшей в то время на откровенно антиказахской позиции, незамедлительно появилось сообщение-донос, что автор «Казахской правды» открыто заявляет о своем «национал-патриотизме». Мол, куда смотрит власть, ведь «КП» продвигает национал-патриотизм?!

вечное

Но времена были уже совсем другие, не похожими на репрессивные тридцатые-восьмидесятые годы прошлого века. Советская империя бесславно почила в бозе, шел уже двенадцатый год Независимости, поэтому участь «националистки» и «врага народа» обошла меня стороной. Видимо, посчитали, что ультра-антиказахизм «Мегаполиса» в независимой Казахии опаснее моего казахского национал-патриотизма.

Сегодня нам, казахам, надо извлечь уроки из происходящих на наших глазах беспрецедентных украинских событий. Современный русский патриотизм строится на идеологии старой русской поговорки, которая гласит, что «рыба ищет, где глубже, а человек где лучше». И если бы нонче Украина была богаче России, то не в Расею, а наоборот, оттуда «задрав штаны», бежали бы русские в Украину. А здравомыслящие русские-россияне вообще считают, что в России в ближайшие сто лет их детям и даже внукам «ловить нечего», и посему отсюдова «надо валить».

И все же вернее всего суть патриотизма выражена в словах поэта: «и дым отечества нам сладок и приятен» – в них суть настоящего патриотизма всех времен и народов.

Турсынбек КАБАТОВ признался, что стал комиком благодаря своей ноге

Турсынбек Кабатов со своей семьей, https://365info.kz

Как выяснилось, все свое детство и юность Турсынбек занимался легкой атлетикой. Будущий артист принимал участие в различных соревнованиях и добился неплохих результатов, пока с ним не случилась беда — на одном из соревнований он сломал ногу и был вынужден уйти из спорта.

«Я сам из Западного Казахстана. Многие спрашивают, как я пришел в мир юмора и сцены. Раньше занимался спортом, бегал стометровку, но в школьные годы сломал ногу… Наверное, если бы не нога, ушел в профессиональный спорт.

Сейчас моего отца нет в живых, но я ему очень благодарен. Тогда из-за образовавшейся гангрены мне хотели отрезать ногу… Но он был категорически против, забрал меня домой, сам выходил и поставил на ноги», — рассказал Турсынбек.

«Мне силы дают небеса». Самые важные цитаты из интервью Президента

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дал интервью представителям средств массовой информации, которое вышло в телеэфир 17 марта 2021 года. Глава республики отвечал на вопросы, легко переходя с казахского языка на русский и обратно. О чём же он говорил? Мы разобрали на цитаты речь Елбасы.

«За год сложилась такая ситуация, что мы лишились 40% поступлений в наш бюджет. Если бы мы заранее не предусмотрели создание Национального фонда и не подготовились бы к этому кризису, то сейчас ситуация в стране была бы печальной».

«Несколько поколений жили в условиях советской власти, когда всё было расписано: родился, в детский сад пошёл, потом стал октябрёнком, пионером, комсомольцем, потом учишься, диплом дают тебе, работу дают. Работаешь, работаешь, никуда не уходишь, всю жизнь на одном месте, потому что ты привязан к своей квартире, где ты прописан – этого нигде больше не найдёшь. И так до самой смерти, пока тебя не похоронят. Вот так привыкли люди, и не их вина, что многого не понимают. Мы должны разъяснять».

«Сегодня ты шьёшь сапоги, завтра надо шить платья, потому что сапоги перестали покупать. Сегодня ты выпускаешь автомобили, а завтра тебе надо делать станки. Гибкость малого бизнеса в том и заключается, что он может в любых условиях ответить на потребность потребителя. Поэтому развивать малый и средний бизнес очень важно».

«Советский Союз отстал от Европы на 40 лет в развитии индустрии. И мы вместе с этим Советским Союзом на столько же отстали. В последние годы мы старались сделать кое-что, чтобы перестроить экономику. И чтобы завоевать место за рубежом, нам предстоит сильно работать, хотя мы уже сейчас торгуем с 80 государствами мира, мы вывозим свои товары за рубеж».

«Есть такая присказка про бизнесменов. Один бизнесмен был очень успешным, много помогал людям, много благотворительностью занимался. За это бог решил его поощрить. Когда он попал туда, бог ему говорит: за такие хорошие дела я тебе разрешаю посмотреть сначала, где рай, где ад, потом выберешь. Он пошёл смотреть ад. Смотрит: стол весь накрыт – и выпить есть, и закусить есть, но стоит шум-гам, никто никого не слушает. Когда присмотрелся, увидел: за их грехи бог сделал так, чтобы у них руки не сгибались, чтобы кушать. Прямые руки стали – такими еду нельзя взять, и оттого они голодные, возмущённые, орут друг на друга. Пошли в рай. В раю тоже накрыт стол, все люди сидят, уже наелись и задремали в своих креслах от скуки и от сытости. И бизнесмен говорит: «Отправьте меня в ад». «Почему? В раю, видишь, как хорошо». «Нет, я научу их кормить друг друга». Это был великий бизнесмен. Кому-то что-то давая, ты можешь и взять. Вот в чём суть. Точно также надо, чтобы бизнес и государство, взаимно давая друг другу, получали нормальные прибыли».

«Ни одно государство не может сказать, что оно на 100% победило коррупцию. Это зло, когда это превышает всякие нормы, представляет опасность для государства. В особенности для молодых государств, только создающих свою экономику».

«У госслужащих должна быть достойная зарплата, чтобы они могли прокормить себя и семью. Сейчас они проходят через сито: все сдают экзамены, через конкурс, через меритократию. Не просто кого-то взял за волосы и посадил по блату, как говорится, а чтобы он прошёл отбор».

«В Сингапуре существует порядок: если в одном отделе работает 10 человек, а один из них намеревается у кого-то что-то получить, узнавший должен сообщить. Если он не сделает, то будет наказан вместе с этим взяточником. Но для нас это выглядит как крайняя мера».

«Казахстанская земля ещё лежит нетронутая. То, что открыто – это мизерная часть, геологи должны работать, вести поиски. Создан комитет. Так этот комитет, его руководитель перспективные месторождения стал раздавать своим».

«Всё это украденное будет возвращено государству, и обязательно человек нарушивший получит своё. Мы не переставая будем над этим работать. День и ночь. Всё время будем делать так, чтобы очищать страну от этого зла».

«Самый мощный инструмент борьбы с коррупцией – это гласность. Если СМИ активно будут говорить об этом, и каждый такой сигнал не останется без рассмотрения, тогда мы достигнем в этой борьбе больших успехов».

«Парламент, который был избран в 1992 году, был коммунистическим парламентом, который сформировался в советское время. Нужно было принимать законы, но они не принимались, потому что парламент не понимал их сути. Мне приходилось лично приходить и разъяснять каждый из законов, каждую статью, и зачем она нам нужна была».

«Не хотели приватизацию магазинов и других объектов. Что нужно было делать тогда? Разве мы должны были прислушиваться ко всему этому и отставать от всего мира? Тогда пришлось распустить Парламент и взять всю ответственность и власть».

«Жёсткая президентская вертикаль обеспечила сегодняшние достижения. Распустив Парламент, я издал 147 указов, имеющих силу закона. И в них решались вопросы о недрах, вопросы бизнеса, малого и среднего бизнеса, приватизации, инвестиций и так далее, – то, что нужно было для развития рыночной экономики. И мы двинулись вперёд по всем вопросам, которые надо было решать и в аграрном комплексе, и в промышленности, и в социальной области. Но всё пришлось взвалить на себя».

«Я думаю, я ни автократом, ни диктатором не стал на ваших глазах, но серьёзность, жёсткость была, чтобы все принятые программы исполнялись, обеспечивались финансами, каждый отвечал за свою работу, а я контролировал успех, конечный результат. Вот мы этого достигли. 25 лет к этому шли».

«В 21 раз увеличили нашу экономику, в 12 раз уменьшили бедность в нашей стране, зарплата поднялась тоже в 25 раз, если сравнить с 90-ми годами. Посмотрите в окно: каким был Казахстан и каким он сейчас стал? Это другой Казахстан, другое население, другая жизнь».

«В будущем будет другое общество, другие президенты придут. И чтобы там было спокойно, и мы знали, что власть будет спокойно развиваться, и у одного человека не будет сконцентрирована вся власть, она будет поделена. Вот с этой целью сделано это тоже – наш ответ на вызовы современности».

«Чтобы быть таким, как, допустим, любое европейское государство, где капиталистическая система работает сотнями лет, или США… Естественно, мы ещё не созрели полностью такими быть. Как ни говорите, мы общество азиатское, со своей историей, со своей культурой, со своими традициями. Но семимильными шагами мы это преодолеваем, это тоже факт. Молодёжь воспринимает очень остро то, что в мире происходит. Но мы этого ещё не достигли».

«То, что мы сделали в Конституции, побуждает людей более серьёзные партии создавать, объединяться и бороться за голоса избирателей на выборах в следующий Парламент».

«Мы стремимся активизировать политическое сознание всех казахстанцев. Через это придём, это же не последний этап наших реформ».

«Многих успешных руководителей всегда обвиняли в таком. Например, Сингапур, считайте, это не государство, а город с самым высоким ВВП на душу населения. Всегда Ли Куана Ю, которого я хорошо знал, обвиняли во всех грехах: что он диктатор, что он такой, что он сякой. Он объяснял, что его общество – другое, не такое, как западное. Знаете, как в католическом обществе, тем более, у протестантов – я сам отвечаю за себя, и брату я могу только занять, а не дать. И родственники, как у нас, за тобой не ходят. Даже такая, казалось бы, мелочь в отношениях близких показывает, насколько мы разные. У нас ведь мы постоянно окружены нашими родственниками».

«Ли Куан Ю объяснял, что самое главное в этом вопросе – поддерживает ли тебя общество. Какой может быть автократизм, если постоянно проходят выборы, народ переизбирает? Он 30 лет возглавлял государство, и до сих пор оно остаётся лучшим в экономике и во всём. В то же время не скажешь, что там не демократично».

«Я сейчас вспомнил, у Агаты Кристи есть такое выражение: «Молодые считают, что пожилые люди глупые, а старики считают, что молодые дураки». Потому что он прошёл уже этот путь, а им предстоит».

«Я считаю, что мы шаг за шагом идём к тому, чего хотим. Наша цель – быть такими, как они – развитые западные страны. Но сейчас, видите ли, сомнения в той системе тоже возникли в последнее время. Когда пошёл поток мигрантов, почему их не пускают, это же открытое общество, демократическое общество, почему так происходит? Потому что интересы народа, которым руководит элита, они тоже учитываются в этих вопросах. В общем, не всё так однозначно».

«Надо, чтобы в мире были разные системы. Из этих разных человечество выберет самое лучшее. Но главное направление – то, к которому идёт всё человечество. Демократия, я много раз говорил, – это не начало пути, это конец нашего пути, и мы к этому идём».

«Сначала экономика, потом политика. Этот постулат остаётся сегодня. И могу его просто объяснить: если не будет нормальной экономики, не будет хорошей жизни человеку. У него не будет работы, не будет зарплаты, у него крыши над головой не будет. Всё это создаётся экономикой. Если этого всего не будет, ему не будет дела ни до чего: ни до культуры, ни до политики».

«Мы первую массовую приватизацию сделали в 90-е годы. Сейчас проводим приватизацию вторую, такую же. Сейчас в собственности у государства остаётся 7 тысяч предприятий. Это 60 с лишним процентов от экономики. Наша цель – оставить 15% у государства. 15% – это требования ОЭСР (Организации по экономическому сотрудничеству и развитию. – Ред.)».

«Действительно у нас бескрайние земли. Урожайность с одного гектара земли по пшенице 13,5 центнера максимум. Точно с таких же земель в Китае урожайность – 25 центнеров. Если мы хотя бы на 5 центнеров увеличим этот показатель, то мы останемся под горами урожая пшеницы».

«Не всегда хорошо, когда у соседа плохо. Чтобы нам было хорошо, должно быть у соседа хорошо».

«Чтобы поднять производительность земли, там должен быть хозяин. Если мы отдаём землю в аренду, подход другой. Если человек квартиру арендует, он не особо заботится, чтобы сделать слишком большой капитальный ремонт. Правда? Он арендует, он за аренду платит, живёт-живёт и может съехать куда-нибудь ещё. Точно так же происходит с землёй, поэтому в конце концов нам этот вопрос придётся решать».

«Если есть два казаха, которые больше всех переживают за землю, то один из них, наверное, я. Когда мы закрепляли границы в 14 тысяч километров, мы за каждый метр боролись. Чтобы ничего не отдавать, а если отдаём, столько же получить взамен».

«Землю никто у нас не отберёт. Я знаю, откуда появляются эти страхи: на соседей смотрят и переживают, не отберут ли они у нас земли. Землю никто не сможет загрузить в машину или вагоны и увезти из Казахстана. Это земля Казахстана, где казахстанские законы действуют. Землю не разрешено продавать иностранцам, поэтому если мы будем её отдавать своим гражданам в частную собственность, то нет тех, кто смог бы её купить – у бизнеса ещё не хватает средств на это».

«Незыблемость частной собственности – это очень важно для инвестора. Он должен прийти, построить дом, завод и знать, что это его частная собственность, она законами государства защищена. Никто не может просто так прийти и захватить».

«Сельское хозяйство для Казахстана должно стать самым крупным источником продукции и дохода».

«Мы на 100% воспользовались сильной президентской властью. Всех наших успехов, которыми мы сейчас гордимся – хотя, конечно, были и недостатки – мы достигли только благодаря этому».

«Может быть, это хорошо, когда происходят государственные перевороты – один, второй, третий… И что имеет народ от этого? Та система власти хороша, надо признать, которая создаёт для людей лучшие условия жизни и быта».

«Инфраструктура для нас выход. Мы замкнутое государство. Мы на материке находимся. У нас нет выхода к морям, океанам. Поэтому от Тихого океана через Китай, Казахстан мы построили автомобильную дорогу Западный Китай – Западная Европа. Уже контейнеры от порта Ляньюньган китайского до Лондона дошли. 15 суток всего. А через Индийский океан он идёт 40 суток. То есть сам Китай для нас – как выход в океан, выход на мировой рынок».

«В Хоргосе, я уверен, в скором времени стотысячный город будет стоять. Так создавался Гонконг, кстати говоря».

«Как один известный политик сказал: «Я сделал всё, что мог, пусть после меня попробуют сделать лучше». Это хороший был ответ».

«Молодой человек или старый – праздный вопрос. Есть и тридцатилетние, похожие на стариков, есть 80-летние, похожие на тридцатилетних активных. Так что всё зависит от человека».

«Вопрос в другом: человек – глава государства – выполняет свои обязанности, улучшает жизнь людей постепенно, год от года, или нет? Маргарет Тэтчер в своё время на такой вопрос ответила: «Я буду работать столько, сколько будет Англия во мне нуждаться. И до тех пор, пока я не устану». Ещё один великий англичанин Уинстон Черчилль сказал: «То, что я здесь нахожусь, это не случайность, это закономерность. Я был создан для этой работы».

«Это тяжёлая работа. Постоянно в напряжении, постоянно в размышлениях и в мыслях, что ещё надо сделать для этого государства. Но я чувствую свою нужность, у меня получается эта работа, и я работаю».

«Я избран до 2021 года. Ещё есть время для размышлений. Всё будет зависеть от доверия народа – первое. Второе: силы и здоровья человека, который работает. Я считаю, что работа президента – это такая работа, когда ты должен отдать 100% своей силы, опыт, энергию и жизнь, можно сказать. А если твоё состояние не позволяет именно так работать, то здесь нечего делать. Так что всё зависит от времени».

«Мы когда-то чуть не лишились своего родного языка, своей культуры. Этот страх всё ещё остался, особенно у старшего поколения. Сейчас в Казахстане нет ни одного человека, который был бы против казахского языка. Кто против сейчас государственного языка? Никто! Поэтому сейчас основная проблема в нас самих, в казахах. Нам нужно развивать язык».

«Я знаю, что некоторые говорят: «Президент везде выступает не на казахском языке». Мы многонациональная страна, где проживает более 100 национальностей, которые также избирали Президента. Если они не будут понимать, что говорит им Президент, то какая ситуация тогда наступит? Поэтому я человек, которому приходится в два раза больше работать: и на казахском, и на русском. Президент России говорит на своем родном языке, президент Америки тоже, и Турции также. А я человек, которому приходится выступать на двух языках».

«Ситуация не всегда будет такой. Сейчас уже численность казахов достигла 70%. Как я уже говорил, мы готовимся к тому, чтобы к 2025 году казахский язык функционировал повсеместно. Но неправильно забывать и о других языках. Дело в культуре. Сколько языков будешь знать, столько и культур».

«Нашему казахскому народу дорога в мировую литературу, науку была открыта через русский язык. Английский язык нам нужен для того, чтобы достигнуть целей, сказанных в Послании».

«Мы постепенно должны перейти на латиницу».

«В нашей стране государственный язык будет употребляться в общении, в государственных органах. Но не нужно торопиться в этом вопросе. Спокойствие, взаимное доверие внутри государства и обеспечение прав всех – никого мы не ущемляем ни по языку, ни по религии, ни по культуре. Всё идёт своим чередом».

«Террористы, бандиты, экстремисты где возникают? Где нет власти. Им удобно там жить. Захватили себе землю – кусок Ирака, кусок Сирии – объявили халифат, Исламское государство. Терроризм распространяется по всему миру. 65 млн беженцев. Из них 14 млн детей, погибло больше миллиона человек за эти три года. Внутри самой Сирии беженцев 5 млн человек. Они побросали все пожитки, дома. Всё бросили. Своих детей взяли и ушли. Сегодня без лечения, без крова, без тепла живут эти люди. Как можно спокойно жить и радоваться, когда рядом есть те, которые умирают с голода? Поэтому я предложил с трибуны ООН бороться с терроризмом в рамках коалиции, созданной всеми государствами мира. Без этого не победить. И мы участвуем на стороне тех, кто борется с этим злом».

«Есть слова великого Абая, что кыргызы и казахи являются родными, и нет тех, кто этого не поддерживает. Мы являемся соседними странами. Президенты и главы государств уйдут, а наши народы останутся».

«В 2010 году у них был переворот, когда они свергли законного президента и выгнали его из страны. Были выпущены из тюрем заключённые, которые двинулись в нашу страну. Тогда, конечно, мы закрыли границу. Если в будущем повторится такая же ситуация, мы опять закроем границу. Какое государство не закроет границу в таком положении? Сегодня и Турция закрывает границы, а в то время границу с Кыргызстаном закрыли и Узбекистан, и Таджикистан, и в этом нет виноватых, всему виной было положение в этом государстве».

«Чтобы в Кыргызстане не было гражданской войны, я вывез Бакиева. Вокруг всего этого стояла большая вооружённая группа, которая собиралась в Бишкек, чтобы всё разгромить там. Тогда эту республику возглавляла Отумбаева. Я заручился её письмом, которое у нас есть, где она просит вывезти Бакиева. После чего я выслал туда военных и вертолёты и вывез его».

«Чтобы быть политиком, необходимо иметь толстую кожу, как у слона, чтобы не обращать внимания на такие вещи. Конечно, раз ты являешься руководителем, нужно задумываться, прежде чем говорить что-то, и проявлять осторожность».

«Союз нужен хотя бы потому, что между нашими странами нет таможенных границ. Люди, товары, деньги могут передвигаться совершенно спокойно. Могут создавать предприятия казахстанцы в России, россияне в Казахстане, в Беларуси, в Кыргызстане и так далее. Свободное передвижение – это и есть развитие каждого государства, это есть развитие экономики».

«Я смотрю шире и смотрю дальше. Я с оптимизмом смотрю на будущее Евразийского союза, его надо развивать. Есть вопросы, возникают они. Разве в Европейском союзе не возникают? Если бы не возникало, Англия не стала бы выходить оттуда. Другие страны тоже критикуют. Кому-то чего-то недодают. Но общее направление надо считать правильным, а каркас ещё надо достраивать».

«Люди, которые когда-то голосовали, шумели, поддерживали памятники Ленину, Сталину, те же люди потом их низвергали. Вот когда я уже не буду президентом, следующее поколение, на решение которого я не могу повлиять, если так решит, ну что я? Должен буду с этим согласиться».

«Единственное, на что я дал согласие, – назвать моим именем Назарбаев университет. Потому что это создавалось уникальное учебное заведение, которое послужит примером для всех наших вузов, чтобы приковать внимание общества к этому, приковать внимание Правительства, чтобы этот университет стал не только университетом, а научным центром Казахстана. Таковым он и остаётся. На всё остальное я никогда не давал согласия. Поэтому, пользуясь случаем, ещё раз я говорю: мне это не надо. Мне это не нравится».

«О чём мне волноваться? Мне надо было возглавить мой народ, чтобы построить новое государство Казахстан и поставить его на карту. Построить столицу этого государства, с нуля, на чистом поле. И вот смотрите: Астана – гордость нашей страны».

«Дать моё имя Астане в Парламенте предлагали. Снова про это заговорили и во время обсуждения конституционных реформ. Как человеку, конечно, мне приятны такие предложения. Но так как я возглавляю целую страну, это не должно рассматриваться так, чтобы приятно было только мне».

«Астана сейчас – мировой бренд. Здесь проводятся сирийские переговоры. «Астана» звучит, я её так назвал. Всякие были тогда мнения, как назвать столицу: Казахстан или Ишим, или Сарыарка. Обычно хорошо думается ночью, когда сон не идёт, как говорят, когда казах едет по степи на лошади. Ночью у меня рядом всегда лежат диктофон или блокнот, сразу записываю, чтобы не забыть. И мне пришла мысль назвать «Астана». Конечно, есть тавтология: Астана – это по-казахски «столица», и в то же время Астана. Но название прижилось. На казахском, на русском, на английском хорошо пишется, короткое название и никаких вопросов нет. И какая необходимость менять?»

«В 94-м году в Парламенте я поставил вопрос, изучив 52 параметра, по которым определяется, какой столица должна быть, где должна находиться. В самом центре, там, где транспортные коммуникации, там, где водные ресурсы есть, промышленность и так далее. По всем этим параметрам подошла Астана».

«Учитывая, что я 20 лучших лет молодости провёл в Караганде и Темиртау, конечно, у меня были мысли перенести столицу в Караганду. Я её хорошо знаю, но половина города подработана углём, почва опускается, одни ямы, оттуда идут газы. И в моих мыслях нужна была река – чтобы посередине текла, чтобы город украшала, как во всём мире. Транспортные коммуникации – Акмолинск стоял на их пересечении. И здания кое-какие могли подойти».

«Парламент еле-еле проголосовал, сказал: «Ладно, у него сегодня день рождения, давайте проголосуем, это 40 лет примерно пройдёт, нас в это время не будет». В 1997 году, через три года, все с гармошкой на поезде, как на целину, поехали и «тёпленькими» мы их встречали здесь с поезда».

«Я собрал более-менее успешных бизнесменов Акмолинска. Я сказал: «Вы должны радоваться, что столица к вам идёт». Я сказал: «Я знаю, у вас есть коттеджи, и мне нужно 10 коттеджей для начальников, которые едут из Алматы. Потом Научно-исследовательский институт сельского хозяйства, где разместился Парламент на старой площади, взяли, отремонтировали, создали зал, посадили Парламент».

«Было здание крайкома партии. Поскольку Хрущёв хотел сделать Астану центром целинного края, намеревался вообще перенести столицу тогда Казахстана в Целиноград. «Хрущёвград» хотели назвать тогда. Кстати, я бы повторил его сейчас, да, если б согласился на переименование?».

«Крайком партии был построен огромный. Подчинялись все области вокруг – и Северный Казахстан, и Кустанай, по-моему, даже Павлодар. Построили такой крайком, он подходил для Правительства. И там пристроили офис президента».

«Здание Целинной железной дороги. Туда разместилось Министерство сельского хозяйства, Министерство транспорта. Министерство финансов – вот этот доллар, его мы построили. Построили один дом для чиновников».

«Первый, второй год было так: как суббота – все в самолёт и в Алматы. Подошло 8 Марта, я сказал: если хоть кто-нибудь уедет в Алматы, больше не возвращайтесь!»

«Для меня, как и для других, самый сложный вопрос – выбор кадров. Ошибёшься ты или нет в человеке? Ты смотришь на его знания, на опыт. Чтобы человека узнать, говорят же, пуд соли надо съесть. Правильно сказано. Присматриваешься к нему, оказываешь доверие, даёшь ему работу».

«Когда я ставлю, я назначаю не потому, что я хочу потом его освободить. Я назначаю, чтобы он долго работал и приносил пользу. Если назначенный тобой человек приходит к тебе и докладывает о том, что выполнил данные ему поручения – хорошо. А если он приходит к тебе и перед тобой ставит проблемные задачи, это уже проблемой для тебя становится. Эту проблему надо решать. Только поэтому приходится освобождать».

«Одни проваливаются, другие на пенсию уходят, третьих переводим, повышаем, параллельно переводим. Очень успешные люди у нас, хорошо работающие. Поэтому перестановки – это жизнь, ничего застывшего нет».

«Если смотреть на ребят в Правительстве, то они в основном 72-73-го года рождения. Это самое время для них, чтобы проявить себя во благо народа и трудиться. Я назначаю их на должности, оказываю им доверие».

«Несколько лет советы даёшь, тратишь свои силы, делишься своими знаниями с ними. И когда такие попадаются на коррупции, конечно, меня это расстраивает».

«Но не думайте, что те ребята, которых я поставил в первые годы независимости, меня не расстраивали. Того же Аблязова министром поставил, 30 с небольшим лет ему было. Я всё время его продвигал. Видите, вот, провалился, проворовался».

«Второй раз прости, третий раз расставайся». Я придерживаюсь этого постулата. Можно доверять до поры до времени. Вообще-то, если предатель, то однажды предавшему я никогда не верю. И я считаю, что это может быть жёстко, но правильно. Потому что обязательно он так ещё раз сделает».

«Есть хорошее выражение: «После новых выборов и женитьбы не всегда получаешь то, что хотел». Почему люди ждут новых выборов? Парламент избран до 2021 года, он будет весь свой срок работать».

«Твои мысли становятся твоим делом, говорил Марк Аврелий когда-то. Счастлив тот политик, который задумал сделать дело и осуществил. Особенно когда сам это делаешь, а не получаешь как подарок. И все эти вещи у меня получились. Поэтому я, не лукавя, могу сказать, что удовлетворённость в душе есть. Но за одну жизнь невозможно сделать всё, что ты хотел. Пока у тебя есть мечты, ты живёшь. Это даёт силу и энергию. Но многое еще хочется сделать недоделанного».

«5 млн человек прибудут сюда. Что такое ЭКСПО? ЭКСПО – это инновация, новая технология. Это энергия».

«Мы никогда не задумывались, что каждое движение – это энергия. Ходит человек и создаёт энергию».

«После того, как ЭКСПО пройдёт, здание останется как научный центр для выработки новых технологий и вот эти павильоны государств-участников, куда они привезут свои новинки – это будет научно-технический парк для Казахстана. Представляете? И всё будет меняться. Будут бороться против угольных электростанций. Потому что это загрязняет атмосферу, глобальное потепление идёт. Электромобили мы сами производить стали сейчас в Костанае, Восточном Казахстане. Прежде всего, ими Алматы надо обеспечить, чтобы экологию там улучшить. В других регионах наших надо бы очень много сделать. Для всего этого мы работаем, воспитываем поколение, которое готово сделать мечту былью».

«С момента рождения есть сила Аллаха, которая даёт тебе энергию. Пока эта энергия не закончится, ты будешь жить. Я счастлив, что мне небеса дают силы, чтобы я мог обойти весь Казахстан, весь этот белый свет. Пока есть эта энергия в человеке, нужно работать. И вы способны на многое, граждане нашей страны. Нужно трудиться не покладая рук. Можно добиваться ещё больших и больших успехов при желании. Я тоже живу, преследуя такие цели».

«Хочу, чтобы моя страна была не хуже других, чтобы нам не было стыдно перед другими государствами, и наш народ мог ходить с гордо поднятой головой. Я свою жизнь посвящаю этим целям».

«Все эти годы казахстанский народ мне доверял. На последних выборах в 2015 году я получил 97% голосов, и люди стояли в очередях, чтобы проголосовать. Для меня более высокой награды нет, если я могу вызвать такие чувства у моих соплеменников. Я думаю, это мечта каждого руководителя, каждого президента.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: