Семейное кино. «Матрица времени» — фильм, который надо посмотреть с детьми

Если вы зашли на сайт Кино под углом, чтобы просто посмотреть фильм, опуститесь вниз страницы. Возможно, вам повезет))

Любителям кино про день сурка непременно понравится новая драма «Матрица времени». Этот молодежный фильм дает хороший повод, если не переосмыслить собственную жизнь, то хотя бы задуматься над рядовыми поступками, на которые мы, по большей мере, не обращаем внимания.

'Кадр из фильма

Кадр из фильма «Матрица времени»

[править] Герои

Матрица 17 лет спустя: виды Сиднея, где снимали сабжевый мувик
Нео

, он же Том Андерсон, — главге-й, помощник команданте Морфеуса. До своего чудесного пробуждения жил одновременно в двух местах: Матрице, где работал скромным программистом и подрабатывал хЭккерством, и, собственно, на Елисейских полях роботов, где его периодически подкалывали живительным эвтаназепамом. После пробуждения занимается тем, что периодически получает пиздюлей от и раздает их всем прочим. Ровно до того момента, как уже наконец станет героем в расово правильном смысле этого мема, да вместе с собой схлопнет и всю «Ко. и Смит». Кстати, в одной из серий Южного Парка Киану Ривз, игравший не раз спасителей и мессий, назван секретным оружием Б-га.

Морфеус

[2] — главный идеолог тусовки и жрец самодельной религии «ожидания Нового» (невнятный русский перевод: «Избранного»), чем отдалённо напоминает
иудея-ортодокса
, хотя сам является негром. Носит зеркальные и не очень пенсне, любит всех учить, умеет свирепо сопеть. Характер нордический, состоит в неофициальном разводе с неофициальной женой из-за неофициального конкурента, является официальным капитаном корабля-на-неведомой-ёбаной-хуйне «Навуходоносора».

Тринити

— одна из немногих женщин в команде. В Матрице одета в шмотки из блестящей кожи и нейлона, БДСМ-идеал. (А вне матрицы — они все одеты в серые рубища.) Умеет, разводя руки в стороны и изображая чёрную сороку, бить противников пяткой в лоб. «Избранница» «Избранного». Алсо, обладательница ног в стиле «плоскогубцы».
Местный шут-циркач Агент Смит Агент Смит
— нелюдь в чёрном, бот-модератор, вирус-анонимус. Главный антагонист. Начинал как куратор ZOG, стал вирусом, закончил в Корзине. Путем самокопирования зохватил всю матрицу (хорошего человека должно быть много) и грозил уже умножить на ноль самого Главного Архитектора, если бы не Нео, вовремя разыгравший из себя мессию и принявший смерть на кибер-кресте во искупление грехов наших и спасший таким образом всех, включая оставшиеся в живых остатки человечества. Аминь †. Что, сука, интересно, Агент Смит — один из официальных ликов Анонимуса, благодаря своей многоликой безликости, мизантропии и способности создавать хайвмайнд. Играет Смита актёр Хьюго Уивинг, позже сыгравший в V for Vendetta анонимуса в маске Гая Фокса — персонажа, ставшего еще одним ликом© Анона. Уивинг — вообще специалист по игре всяких безликих — тот же Красный Череп из нового Капитана Америки, например.

«Я поверил»

Старания Морфеуса и Пифии дают свой плод: Нео доходит до нужной кондиции. После того, как агенты захватили Морфеуса, Нео вызывается его спасти.

теперь и я поверил – 1:36:42

После всех манипуляций, проведенных с его сознанием, он поверил и готов пойти на смерть ради наставника.

Нео заметил, что слова Пифии совпали с тем, что произошло с Морфеусом. Но ему и в голову не пришло, что всё это — часть плана и часть его испытания. Это не пришло в голову и Тринити, которой Пифия предсказала, что она влюбится в Избранного. Возможно, даже Морфеус был жертвой манипуляций Пифии: ведь именно по ее указке он искал Избранного.

Однако, наша задача сейчас не построить очередную кинотеорию, а обратить внимание на методы, которыми пользуются лидеры в отношении адептов и на совершенно некритичное отношение самих адептов, к тому, что им внушают.

[править] Годная тема для холивара

Собственно сам сюжет всей трилогии, в особенности первой части, есть не более, чем аллюзия на нейрофизиологию с уклоном в поведенческие закономерности и игры восприятия. От когнитивности происходящего в фильме дотошному зрителю рвёт шаблон. Переизбыток намеков на опиаты и галлюциногены. Посему в различных фанфиках были рождены подпольные идеи, возможно где-то имевшие корни — дескать я знаю, как оно всё было, да.

Братьям попросту не хватило зелени на допил шедевра и сделали как есть. Изначально было две и более матриц, одна в другой (в качестве примера слоупокам подсовывалась матрёшка). Или просто две разные локации одной матрицы: основная матрица и Зион; впрочем, принципиально картину это не меняет. Любые трепыхания всяких Морфиусов и Нео изначально обречены, поскольку действо изначально внутри матрицы. Любая их свобода — есть миф. Человек собаке друг машине раб, да. Под эту теорию аккуратно ложились перемещения Нео в «реальный» мир из матрицы без посредства различной тяжести введения зондов. Соответственно и Огент Смит полез на другой уровень матрицы примерно по той же теоретической составляющей. И да, дело таки запахло керосином и сдвинулось с мёртвой точки. Дальнейшее было предопределено — Нео должен был умереть, да. Как жопу ни рви, а со второго уровня матрицы спрыгивать некуда — все мирно сопят на разлапистых ёлках машинерии, да. Проснёшься неошкуренным щусёнком, оглянешься незрячими глазками да в розовой субстанции и утопят за ненадобностью, такие дела… Однако, продюсеры понимали, что не надо рассказывать широким массам, как вот это вот всё в нашей политической реальности происходит. Посему логичную историю про многослойную матрицу обкорнали до «пиф-паф бобра с козлом». Такие дела…

В таком/300079 варианте Нео вырубал всю машинерию и переносился к Архитектору, где с удивлением узнавал, что из Матрицы он и не вылезал и Матрица таки-продолжала его иметь, вместе с остальной командой. На прощание Архитектор обещал нашему «герою», что в Матрице 7.0 миром будет править любовь… после чего Томми Андерсон просыпается, одевается и чешет на работу. Занавес, титры. Хотя есть мнение, что всё вышеописанное — утка с русских ЖЖ начала нулевых, о которой ни один человек на западе и слыхом не слыхивал. Реальный оригинальный сценарий трилогии заканчивался тем, что Нео становился избранным, просто когда Вачовски были нищими братьями, а не богатыми сестрами, им денег дали только на один фильм (первая Матрица) в который пришлось уместить сразу все 3 части.

Картина реальности

Далее Морфеус рассказывает Нео о якобы «реальном» мире. И здесь важно то, что Нео вынужден верить наставнику на слово. Всё, что мы вместе с главным героем узнаём о ситуации на планете, о войне с машинами, о матрице, является лишь историей Морфеуса. И трезво мыслящий человек имеет полное право в ней усомниться.

В самом деле, «реальность» Морфеус демонстрирует Нео в программе симуляторе. Спрашивается: а разве эта картинка реальности не могла быть тоже симулирована? Но чтобы Нео не стал просить доказательств, Морфеус произносит:

Я сам не верил, а потом увидел поля собственными глазами – 43:03

После этой фразы Нео уже не может попросить Морфеуса показать ему пустыню реальности, чтобы увидеть ее воочию, ведь тогда он поставит под сомнение его авторитет и будет выглядеть глупо.

Но конечно, некоторые зрители скажут: нам же показали, что Нео сам видел капсулы с людьми, когда его освободили. Ответ содержится в словах Морфеуса:

«Ты впервые ими смотришь» 0:36

Это означает, что то, что видел Нео, не имеет фактической достоверности. Это могло быть видение, вызванное действием красной таблетки и подключенной аппаратурой.

Кроме того, если бы Нео действительно видел капсулы, он бы не стал в ответ на слова Морфеуса кричать: «Я не верю».

[править] Коронные фразы

Матрица ceotcndetn Take the Blue, you’ll still be you,Take the Red, you’re in a tub of goo
Opera: the red pill Холивор ИРЛ Хью Лори тоже может сгибать ложки

  • «Wake up, Neo. The matrix has you»
    (
    «Проснись, Нео. Матрица отымела имеет тебя»
    ) — ведущая фраза фильма, которая высвечивается перед главным героем, когда тот спит за компьютером. В русском языке превратилась в поговорку «матрица поимела тебя» где и была увековечена Гоблином. В официальном дубляже звучала «Ты увяз в матрице», в другом — «Матрица держит тебя».
  • «Follow the white rabbit»
    (
    «Следуй за белым кролем»
    ) — отсылка к Алисе в стране чудес. Алиса попала из реального мира в сказочную страну, следуя за Кроликом. Существует также одноименная команда говнарей в этой стране.
  • «Синяя или красная»
    — Морфеус предлагает Нео увидеть Матрицу собственными глазами и предлагает на выбор две таблетки — синюю, проглотив которую Нео забудет всё, что с ним происходило, и красную, которая позволит Нео понять, что такое Матрица. И он выбирает красную. Часто употребляется как синоним сильнодействующих галлюциногенных веществ, способных создать целую реальность в разжиженном мозге принявшего. Момент, когда Нео отражается в очках Морфеуса перед двумя таблетками, является наиболее частым объектом различных фотожаб. Хотя на самом деле это тоже малозаметная техдеталь, и заслуживает меметичности не больше чем машина с помощью которой они его откачивали, компьютер которым они его трассировали, и т. д. Нео и так собирался познакомиться с этими «таинственными дружелюбными людьми», таблетка не делала там погоду с точки зрения выбора, однако имела некое техническое значение для получения сигнала и отслеживания физического положения ГГ в Матрице. Также занимательны могут быть дискуссии и срачи на тему «что бы произошло, если бы Нео сожрал обе таблетки, да ещё запил водярой.»
  • «Добро пожаловать в реальный мир»
    . Призвана усилить когнитивный диссонанс, полученный Нео при осознании им того факта, что вот оно-то как мир устроен, оказывается, а он-то думал, что его прежняя реальность настоящая! К месту и не к месту лепится для придания фразе кровосрывного оттенка. Может означать как саркастичное «Здрасьте пжалста, а ты что, не знал?!», так и совершенно серьёзное «Вот видишь, это всё заговор, а власти скрывают!». Тащемта, перекликается с Масяньевским «Добро пожаловать в наш дерьмовый мир обратно!»
  • «Я знаю Кунг-фу!»
    — изумление Нео от осознания новых знаний после их прямой закачки в мозг с помощью
    информационных нанотехнологий
    . Иногда используется как эксплоитбл, например «я знаю php!». На что ожидается закономерный ответ Морфеуса:
    «ну-ка покажи!»
  • «The truth is that there is no spoon
    »
    (Правда в том, что (на самом деле) никакой ложки
    нет
    ) — о сгибании обычной чайной ложки силой мысли. Имеется в виду философская идея, что «мы сами создаём действительность, в которой живём». Захочешь отказаться видеть прямые ложки — они погнутся. Позже Valve спиздили эту идею и всунули в свой Portal, однако с формулировкой «Тортик-ложь». Позже это стало любимым мемом, среди многих поклонников. В Heroes III и Warcraft III код «thereisnospoon» даёт бесконечную ману.

Сектантское сознание

Если в прежней жизни Нео его непосредственный доступ к реальности был заблокирован Матрицей, то в его новой жизни доступ к реальности ограничен идеологией Морфеуса.

Такое сознание, которое не взаимодействует с реальностью напрямую, а получает ее описание от безусловного авторитета я условно назову «сектантским сознанием». А в группе Морфеуса мы видим множество признаков, совпадающих с признаками секты:

  1. Наличие харизматичного лидера
  2. Вероучение, основанное на религиозном откровении лидера – (у Морфеуса это вера в избранного)
  3. Вербовка с использованием психологической манипуляции
  4. Сокрытие истинных целей (так, Морфеус сообщает про закон – не освобождать разум взрослых людей (44:53). Но это противоречит его же плану освободить людей от матрицы. А значит, мы можем усомниться, что это было его подлинной целью.)
  5. Отчуждение индивида от внешнего мира и его прежних социальных связей
  6. Слепое подчинение лидеру
  7. Психологическое давление
  8. Жёсткое деление на своих и чужих. Провозглашение внешнего мира злом.
  9. Использование рядовых членов группы для совершения преступлений

[править] Bullet time

Уклонение от пуль à la Matrix в манге Dragon Ball (1984)
Спецэффект, логическое продолжение slo-mo (slow motion) — в народе иногда называется «замедленной съёмкой», которая в действительности является ускоренной, так как кинокамера делает от 50 до 1500 и более снимков в секунду вместо стандартных 24. (Этот спецэффект был известен ещё Мельесу, а в Европе и СССР поначалу назывался Zeitlupe — «лупа времени»).

Так вот «Матрица» пришлась по нраву всем творческим личностям во многом благодаря эффекту bullet time, когда время замедляется настолько, что прыгающие герои замирают в воздухе и видно как пуля летит, распространяя в воздухе ударную волну. И можно даже объехать всё это камерой и рассмотреть. Причём в силу особенности сюжета (управление действительностью), персонажи тут ещё и могут реагировать на события с такой же скоростью, и уворачиваются от этих пуль. Копиздить это начали творцы самых разных калибров и специальностей, да так усердно, что сферический в вакууме bullet time является обязательным атрибутом и знатного индийского блокбастера, и китайской мелодрамы.

Надо отметить, что совершенства в использовании эффекта slow motion в боевиках невозбранно достиг православный режиссер Джон Ву — задолго до этой вашей «Матрицы»[3]..

Кроме оригинального эффекта bullettime, «Матрица» значительно прибавила меметичности и простому slo-mo. Росли бюджеты, технические возможности и требовательность зрителя — сложные сцены, в том числе с переменной скоростью съёмки, стали возникать даже в небоевиках. Сегодня эффект «замедленного действия» прочно прописался в сериалах, рекламе, музыкальных клипах и видеоиграх, а видеолюбители из кожи вон лезут, чтобы его сымитировать. Да что уж там, даже наши теленищеброды в фильме «Родина ждёт» засветили этот эффект пару раз (на самом деле в этом фильме использованы ВСЕ визуальные эффекты последних блокбастеров, зачастую в ущерб смыслу, что доставляет).

Алсо, в своей рецензии «10 самых идиотских клише в фильмах»

AVGN поставил на пятое место именно Bullet Time, сославшись на его засилье после выхода
«Матрицы»
(при этом так и назвав клише — «Пародия на Матрицу»).

Более или менее полный список есть в английской вики

.

Если бы у жизни была репетиция

«Возможно, для вас наступит завтрашний день. Возможно, впереди у вас 1000, 3000, 10000 дней. Но для некоторых из нас есть только сегодняшний день, и очень важно прожить его правильно здесь и сейчас».

Мы проходим по жизни неосознанно, как-то реагируя на ситуации, которые с нами случаются. Как нас научили или не научили. У нас нет возможности написать черновик своей жизни, чтобы потом прожить ее правильно. Саманта получает такую возможность. Ей дан только один день, чтобы прожить его по-разному и понять, какой же вариант правильный.

Когда это случается первый раз, девушка в растерянности: может, вчерашний день и ее гибель были лишь дурным сном? Она напряженно наблюдает за происходящим, ожидая, что наваждение развеется, но этого не происходит. Пытается сопротивляться уже известному ей ходу событий, однако финал все равно повторяется. Когда она понимает, что каждый раз утро будет одним и тем же, она начинает пробовать разные сценарии развития событий.

Вот она не поехала на вечеринку. В тот вечер она не погибла в автоаварии, но узнала, что Джулиет покончила жизнь самоубийством, бросившись под машину. Она меняет свое поведение, начиная, наконец, обращать внимание на людей, которые ее окружают. Вот она ласково гладит руку сестренки, говорит маме, что она красивая, улыбается Кенту, видя, как он волнуется от одного ее взгляда.

Кажется, она все делает правильно, но ничего не меняется. Каждый раз приходит все тот же день, и она снова должна делать выбор, как его прожить. Тогда она решает делать так, как хочет, и говорить все, что вздумается, не считаясь с другими людьми. Грубит родителям, ссорится с подругами, выбрасывает розы в мусорное ведро, нагло соблазняет учителя, спит с пьяным Робом, а потом горько плачет в комнате Кента над тем, что натворила.

Семейное кино «Матрица времени» картинка

[править] Шматрица

◄ ►

Версия Болливуда И даже в Робоцыпе
В 2003 году Гоблин спиздил у хохлов смешной винрарный перевод фильма «Матрица». В нем Нео и прочие избранные показывались как сбежавшие из дурки психи, считающие, что Великая Отечественная война еще не закончилась. А администрация, стало быть, это злобные фошысты, пытающиеся вернуть больных обратно. Содержала множество отсылок к другим произведениям Гоблина, колоритных персонажей (вроде матерого шизофреника Матвея) и «характерный» саундтрек. Впрочем, популярности «смешно переведенной» серии Lord of the Rings не добилась и ныне почти забыта, хотя Анонимус все еще помнит…

Враг

Следующий этап подготовки – определение внешнего врага.

Матрица — это система, Нео. Система — наш враг. Но до тех пор, эти люди все еще часть системы и, потому, они наши враги. 56:43

Как видим, Морфеус действует по принципу «цель оправдывает средства». Для него смерть людей, не готовых выйти из матрицы, вполне допустима. И Нео впоследствии будет действовать по этому же принципу – спасая Морфеуса, он вместе с Тринити будет убивать простых людей.

Если ты не один из нас, то один из них. – 57:37

Это жесткое деление на своих и чужих очень важно. И в дальнейшем я покажу, какому типу сознания оно соответствует.

[править] Источники вдохновения

Вот и Андрей Кураев не смог пройти мимо Вот и Ленин не смог пройти мимо, поздоровался Только в нашем кинотеатре! А где ты учил X, %username%?
Если бросить ПГС ненадолго и пойти перекурить, становится ясно, что вообще-то практически каждое произведение, независимо от жанра, было спизжено/клонировано/навеяно/несёт в себе элементы и т. д. чего-то, что уже было раньше. Даже Шекспир написал своего Гамлета на базе народной былины, а новозаветная история встречается в десятках религий под тем или иным соусом. Чем же Матрица заслужила такое внимание срывателей покровов? Да просто идеи солипсизма ещё никогда и нигде не были так популярны ранее, как в сабже и естественно многие об этом крыле философии узнали именно отсюда и зафиксировались на этом, а немного повзрослев, читнули книжец и ВНЕЗАПНО оказалось, что это Раскрывающее Глаза Произведение — далеко не первое!!!!!!111 Мир срочно должен узнать об этом! И они пишут в свои дневнечки, на уютненьких форумцах, в камменторезки всяких вротартов и (!) например на Лурчик свои откровения и разоблачения плагиата (слова трибут

,
отсылка
или
заимствование
этим паладинам неизвестны). Вот как тут например ↓

  • Продюсер картины Джоэль Сильвер рассказывал в интервью, что все завертелось с того, что братья Вачовски пришли к нему с видеокассетой аниме «Призрак в доспехах» и показав вступительные титры с зелёными рассыпными буковками, сказали: «Мы хотим сделать это в реальности». В GitS’е же кроме заставки, присутствуют: грязный хак мозга, нейроразъёмы, тема сомнения в том, какая реальность реальная, вопрос «а может ли машина обладать душой?» (в манге не является чем-то особенным, а вот духовность механизмов…) и прочие мелочи. В Матрицах 2-3 душу машин, впрочем, тоже затрагивают. Алсо, в первой части, при погоне агентов за Нео имеется момент, когда шальная пуля попадает на уличном рынке в арбуз. Идентичная сцена есть и в GITS (1995).
  • В британском телесериале Доктор Кто (1976 г.) зрителям был представлен суперкомпьютер Повелителей Времени, создававший виртуальную реальность и хранивший в себе сознания умерших (и не очень) Повелителей. Этот компьютер и звался Матрица.
  • Практически никому не известный, но невероятно винрарный фильм Райнера Фассбиндера «Мир на проводе» является источником большинства идей «Матрицы» — только там не просто реальность в реальности, а целая «матрёшка» миров. Оттуда же взята идея перехода из мира в мир через телефонную будку. «Мир на проводе» в свою очередь является экранизацией ещё менее известного протокиберпанк-романа.
  • Большое влияние оказали на экшен Матрицы анимешки «Dragon Ball» и «Акира». В конце восьмидесятых и начале девяностых именно эти тайтлы пробились на запад и зохавали моски американских детей. Вачовски же тогда были акурат двадцатилетними бородатыми нердами, увлекавшимися аниме и AD&D. Особенно хорошо заметно влияние в последней части матрицы в финальной же битве, происходящей, в лучших DB-традициях, в воздухе на кулаках с огромным пафосом, превозмоганием и разрушением ландшафта.
  • Ещё раньше эту идею толкнул Станислав Лем в рассказе «Странные ящики профессора Коркорана» из цикла «Воспоминания Йона Тихого». В нём рассказано про изобретателя, который создал в своей лаборатории несколько ящиков, наделил их интеллектом и поселил в мир, подобный нашему. Каждый из жителей его мира считал свой мир настоящим, что, собственно, соответствует идее матрицы на все сто. Написано сие было где-то в 1960—1961 году, а идея зародилась, вероятно, ещё раньше. Алсо, идея прозвучала в «Футурологическом конгрессе», что как бэ намекает, что Вачовски чиста павезло. А ещё вероятнее, что, как потомственные поляки, родители давали им читать Лема еще в детстве.
  • В «Матрице» использованы несколько переработанные сцены из годного американо-австралийского кина «Темный Город», которое было снято на той же студии, что и «Матрица», но на год раньше. При чем, что характерно, повествует о герое, который в один прекрасный день обнаруживает, что мир вокруг него — обман, по городу ходят люди в черном, а оканчивается фильм эпичной дракой в воздухе. Избранность и телекинез присутствуют. В общем саму матрицу на его фоне вытянуло исключительно 30 минут хронометража дорогих экшен сцен с единоборствами и взрывающимся вертолетом — у создателей ТГ на это банально не было бюджета.
  • В антиутопическом фильме «Шоу Трумэна» также присутствует идея избранного ГГ в искусственном мире, правда, без кибернетики и с актёрами вместо компьютерных программ.
  • Вообще подобные идеи (наш мир — иллюзия!) не являются редкостью у писателей-фантастов (см. «Команда корректировки» (1954), «Свихнувшееся время» (1962), и «Убик» (1966) Ф. К. Дика). Сюда же можно добавить рассказ «Туннель под миром» Фредерика Пола, написанный ещё в 60-потёртом году. Также занимателен «Регулюм» Головачева. Даже у Пейсателя есть трилогия «Лабиринты отражений», во многом предсказывающая мир «Матрицы». Вариация концепции рукотворного мира, поддерживаемого компьютером и существующего параллельно с обычной реальностью, наиболее сильно повлиявшая на сабж, описана отцом всея киберпанка Уильямом Гибсоном в «трилогии Муравейника» («Sprawl trilogy»), иногда именуемой надмозгами «трилогией Киберпространства». Внезапное решение почитать «Город и звезды» тоже будет правильным.

Увековеченный архитектор

  • Дедушко Платон был наверно первым «на западе», кто изложил оригинальную концепцию в своей нетленке Диалог о пещере из всем известного трактата «Государство». Вот лишь короткая выдержка:
Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию… посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю её длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая — глянь-ка — невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
  • Не менее первым был и дядюшка Декарт, задумавшийся над тем, что, возможно, весь мир — Матрица, а он не может гарантировать даже того, что всё существует. Разрешение когнитивного диссонанса с участием Великого Обманщика происходит через ПГМ, что огорчает атеистов.
  • Идея симуляции реальности позаимствована из книги Бодрийяра «Симулякры и симуляция», называемой иногда даже «Библией Матрицы». Помимо прямого её цитирования, в томе этой книги с прорезанными страницами Нео хранил хакерский софт и прочий варез.
  • Перед написанием второй и третьей части Вачовски сходили на тренинг личностного роста Landmark Education (ранее известный как Forum, ранее известный как est Training), из которого попиздили большую часть философских идей. В сюжет эти идеи были встроены весьма криво, поэтому в фильме перестали быть понятны и сюжет, и идеи. Людям, читавшим литературу по теме (например, книжку «Трансформация» Люка Рейнхарда), фильм становится несколько более понятным.
  • В индуизме есть идея материального мира как иллюзии — майи, которую человек должен преодолеть через духовное развитие и физические упражнения, в комплексе именуемых йогой. Выйдя из под влияния майи, человек обретает над ней полную власть (хождение по воде, неуязвимость, телепортация и т. д.). Примечательно, что братья Ваховски сделали индийскую мантру «Асато ма сат гамае», взятую из «Брихадараньяка-упанишада» саундтреком третьей части Матрицы. Цель которой достичь истины и освободить себя из западни майи.

[править] Алсо

« Нет, иное почему-то Слышал раненый боец. Молвил Теркин в ту минуту: «Мне — конец, войне — конец».»
— Александр Твардовский. За 60 лет до Вачовских…

Матрица по-русски

  • Матрица — дважды занумерованное множество в алгебре. То есть n-мерная таблица из чисел, или чего-то там ещё. Xkcd даёт иллюстрацию того, что может сделать матрица, если применить её к картинке ещё одной матрицы.
  • Алсо, «матрица»
    — основное оружие матана в уничтожении мозгов студентов первого курса. Состоит ВЕКТОРЫ, СЛОЖЕНИЕ, ДВУМЕРНАЯ ТАБЛИЦА, ПОИСК КОНЕЧНОГО ВЕКТОРА ДАЖЕ БЕЗ ЗНАНИЯ ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ. Лулз, приводящий к вылетам, очень подлый: старые преподы уверены, что в 11-летнюю программу школы уж могли бы матрицы засунуть, а ГСМ свято уверен, что между 11 классом и ЕГЭ и 1 курсом нет пробелов в темах, которые неизвестно, как восполнять, и потому охуевают от лицезрения того, как профессор из аж 9 чисел выводит одно, не объясняя, что оно делает. Алсо, улучшенные версии (векторной матрицы|с ответом) предполагают разложение с получением ответа длины конечного вектора, ИЧСХ получить
    решение
    можно в обоих смыслах.
  • Алсо, у любителей слов матрицей называется любой двумерный массив а-ля таблица в экселе. Именно поэтому существуют мозговыносящие словосочетания вроде «Матрица Гаусса»
    , добивающие гомункитарный моск, ниасиливший ,,просто-матрицы» своей заумностью, хотя на деле это еще просто один способ решать матрицы, рядом с оригинальным не оче удобным ,,матричным методом».
  • Матрица — двухмерный (и больше) массив в программировании[4].
  • Матрица — вогнутая часть формы, в которой пластическое тело формуется давлением. Используется на биотопливных заводах.
  • Матрица — народное название оптического сенсора в цифровых фотокамерах.
  • Матрица — устройство коммутации аудиосигналов.
  • Матричный принтер — принтер, использующий прямоугольную матрицу печатающих элементов.
  • Матрицей коротко назывался переходящий сердечник лидеров автоботов из трансформеров. Полное название регалии — en.w:Matrix of Leadership.
  • Джон Матрикс (Matrix) — аватара Арнольда Шварценеггера в фильме «Коммандо»
  • The Matrixx — музыкальная группа Глеба Самойлова, организованная после распада Агаты Кристи.
  • Matrix — сериал, в котором снималась Кэрри-Энн Мосс. Как ни странно, к той Матрице не имеет никакого отношения.
  • Matrix — компания, производитель инструмента.
  • Хакерам пришлась сильно по нраву сцена взлома электростанции в «Перезагрузке». Чуть ли не впервые в блокбастере показали сцену взлома без свистелок и перделок, а в виде черной иксовой консоли с башем и nmap-ом, как оно и бывает на самом деле.
  • Авторы сперва планировали, что машины будут присасываться к человеческим мозгам для улучшения собственных процессоров, но решили что такую заумь пипл не схавает. Но позже схавал в другом фильме и прочих играх, а в каком-то комиксе даже заявили, что это Морфеус плохо учил матчасть.
  • Главный Архитектор aka «Отец Матрицы» из второй части подозрительно похож на Винтона Серфа, что намекает. Кстати, было ли это простое совпадение или режиссерская задумка — неизвестно, тем более что он похож еще и на Зигмунда Фрейда.
  • Существует аниме Animatrix, состоящее из нескольких короткометражек, закрывающих сюжетные дыры в фильмах и дополняющих их. Аниме официально признано, и во второй Матрице упоминаются сцены из него.
  • По ихнему Буржуйнету ходят слухи, что грядёт Матрица 4: Воскрешение.
  • В иконе киберпанка «Neuromancer» (и в сделанной под впечатлением киберпанково-фэнтезийной настольной ролевке Shadowrun) Матрицей невозбранно называются эти ваши интернеты.
  • В винрарном мультсериале «Reboot» (тоже своеобразная Матрица, но без людей, населённая исключительно ИИ) Матрикс — фамилия семьи ГГ.
  • Буквы «СМИТ» в раскладке «ЙЦУКЕН» идут по порядку. Nuff said.
  • В китайском прокате название фильма перевели как 黑客帝国 [hēikèdìguó] — Империя хакеров. Вся соль в том, что первое значение hēikè — курильщик опиума и лишь потом его стали использовать по созвучию для обозначения хакеров. Другими словами, название может переводиться как «Империя хакеров», так и «Империя наркоманов», что является тонким намеком на Морфеуса, дающего Нео не совсем те таблетки…

Алсо, интересный факт: в винрарнейшей игре Heroes of Might and Magic III: Shadow of Death, чит-коды имеют самое что ни на есть прямое отношение к сабжу статьи. Конкретно, отбросьте первые 3 буквы читкода (nwc, что значит New World Computing — фирма, разработавшая игру) и вставьте где надо пробелы:

  • nwcwhatisthematrix — what is the matrix = что такое матрица (открыть всю карту).
  • nwcthereisnospoon — there is no spoon = никакой ложки нет (бесконечная мана и все заклинания). Тот же самый чит есть и в Варкрафте, но без nwc.
  • nwctrinity — Тринити (даёт 5 Архангелов) (Trinity пререводится Троица, что символизирует).
  • nwcneo — Нео (повышает лвл героя) (а Neo с грецкого — новый типа уровень)
  • nwcmorpheus — Морфеус (максимум морали)
  • nwcfollowthewhiterabbit — follow the white rabbit = следуй за белым кроликом (максимум удачи)
  • nwcredpill — red pill = красная таблетка (выиграть)
  • nwcbluepill — blue pill = синяя таблетка (проиграть)
  • nwcagents — agents = агенты [Смиты] (даёт 10 ч0рных рыцарей)
  • nwcnebuchadnezzar — Nebuchadnezzar = Навуходоносор на эльфийском, царь вавилонский, а также летучий корабль Морфеуса (даёт неограниченное передвижение).
  • nwczion — Zion — последний город человеков (отстраивает все города на карте в том числе и у противников, но не нейтральные).
  • Нео — ВНЕЗАПНО дериват женского имени Неонилла.

Пифия

Пифия – еще один авторитет, который должен повлиять на самосознание Нео.

Вообще, наличие этого персонажа не вписывается в логику фильма, ведь Пифия – это программа. Если она на стороне повстанцев, то это означает раскол в интеллекте матрицы.

«Она поводырь. Она укажет твой путь»

Но это значит, что она управляет действиями людей, влияет на их волю. Почему тогда ей можно доверять? Ответа в фильме нет, и на месте Нео мы вполне могли бы заподозрить Морфеуса и Пифию в сговоре.

Поведение Пифии – это кульминационная точка морального давления на нашего героя. Сначала она дружелюбна к Нео,

А ты очень занятный. Не зря ты ей нравишься

потом сообщает ему, что он не избранный и показывает, что разочарована, порицая за нерешительность.

Дар у тебя есть. Но кажется, ты чего-то ждешь.

Но стоило только Нео облегченно вздохнуть, —  ведь теперь он свободен от ответственности за спасение человечества, — как она обрушивает на него еще больший моральный груз: ставит его перед выбором – умереть ради наставника или взять на себя груз вины за его смерть.

кто-то умрет, он или ты. а кто – тебе решать – 1:16:42

Воистину, это восхитительно! Методично капать человеку на мозг, чтобы тот в определенный момент стал готов пожертвовать своей жизнью. Спасение человечества ведь не подразумевает обязательной гибели героя, не так ли? Но теперь ставки повышаются до максимума, и это конечная точка подготовки Нео: готовность пойти на смерть.

Ну а дальше, по-моему, идет уже откровенное издевательство над человеком.

Не расстраивайся! Съешь печеньице!

Как программист и хакер мог поверить в «пророческий дар» программы — остаётся загадкой. Ведь очевидно, что если она пророчествует о тех событиях, которые происходят внутри матрицы, то скорее всего это означает, что она просто имеет доступ ко всей необходимой информации. И если какое-то событие в матрице вдруг совпало с предсказанием Пифии, то это означает, что скорее всего оно было спланировано заранее.

[править] Галерея

13yesПоказатьСкрыть
  • Вольное переложение с поправкой на Успенского
  • Матрица для записи приколов
  • Матрица линейно-алгебраическая
  • Матричная гитара
  • Матрица светодиодная
  • Матрица православная, автор Андрей Кузнецов
  • Гопоматрица
  • Фрёкен Тринити
  • Дайте в руки мне баян, я порву его к хуям
  • Расово укрская матрица
  • Неонид Ильич
  • xkcd по-русски
  • Omsk has you
  • Жестокая правда
  • Вся суть фильма
  • Portal
  • А вот это красотка в красном платье. Ловко она управляется с киркой, да?
  • Музыкальная личность
  • Школокосплей
  • Дрочиво либераста

Лидер и герой

Важно понимать отличие роли лидера от роли героя. Морфеус — это лидер сопротивления. это тот, кто объединяет людей вокруг себя и ведет их к цели. И лидер не может пожертвовать собой, потому что тогда его дело умрёт. Поэтому лидерам нужны герои, готовые пойти на жертвы ради их дела. Нео и есть такой герой. Такие люди как Нео – настоящая находка для лидеров, реализующих свои планы.

Я уже знаком с возражением, что, дескать, Морфеус пожертвовал собой ради Нео. Но ведь это не так! То, что выглядело как самопожертвование, было по факту либо заранее спланированным мероприятием, либо — совершенно безответственным поступком.

Коды доступа к компьютеру Зиона были у одного только Морфеуса. Морфеус должен был понимать, что он нужен агентам живым и они его не убьют, не получив коды. И, зная это, Морфеус вдруг решил остаться один на один с агентами? Вам не кажется, что это неоправданно рискованная, даже подозрительно рискованная тактика! Своим решением Морфиус поставил под удар всех, включая Зион! Имел ли он право рисковать и лезть прямо в руки врага? Определённо, нет. Как я уже сказал, лидер не может подвергать себя опасности.

Другое дело, если это было частью подготовки Нео, своеобразной инициацией, проведенной Морфеусом совместно с агентами по указке Пифии.

[править] Ссылки

  • Самый годный фэнсайт по Матрице в Рунете. Доставляет фотожабами и форумом.
  • Анализ трилогии с точки зрения КОБ. Осторожно, неиллюзорный вынос последних мозгов.
  • Анализ матрицы с точки зрения христианства — еще один мозговынос.
  • Анализ матрицы с точки зрения марксизма и сравнение с «Дозорами» — и еще один мозговынос.
  • «Матрица. Все тайны мира. Matrix. All secrets of the world» — Анализ Матрицы с пантеистической точки зрения.
  • «Как сделать культовый фильм» — стёб от Естереки.
  • И серьёзно от тех же издетелей
  • Все виды оружия, которые использовались в The Matrix, The Matrix Reloaded, The Matrix Revolutions.
  • Матрiця: для тих, хто бачив фільм.
  • Матріця — озвученная версия
  • Matrix Screensaver — скринсейвер в тему.
  • Как на самом деле должна была закончиться «Матрица»
  • Тест на знание «Матрицы»
  • Матрица — антикебрпанк

[править] Примечания

  1. катаканой
  2. На самом деле, его имя неизвестно зрителю, а Morpheus
    — это кличка, как и
    Neo
    . А раз кличка, то её, по возможности можно переводить как Морфей, во-первых, ибо законы транскрибирования и, во-вторых, ибо отсылка к греческой мифологии (Морфей — бог сновидений), однако существует одноголосый перевод, где есть Нио, Морфей, Троица и даже Шифровальщик.
  3. Технической находкой Вачовских стало использование нескольких десятков цифровых фотокамер с одновременным или последовательным спуском; падающая цена на цифрозеркалки сделала данный приём широко доступным уже к середине нулевых (собственно, гораздо больше проблем представляет соблюдение условий хромакея («зелёной комнаты») при сложных «облётах»).
  4. Это и есть та самая, блядь, «таблица из чисел» в алгебре, просто быдлокодеры не могут отождествить одно с другим, поскольку алгебру в унвере благополучно проебали
[ + ]
«Матрица» хорошо идёт с попкорном и кока‑колой.
Термины25-й кадр • Catch phrase • One-liner • Product placement • VHS • Видеоформаты • Гоблинский перевод • Имя, сестра • Киноляп • Киноштамп • Клюква • Мерлезонский балет • Оригинальная звуковая дорожка • Спойлер • Фандаб • Фэнсаб (русский) • Хромакей • Хэппи-энд • Экранка/
Кино отечественноеБеспредел • Брат • Бриллиантовая рука • Бумер • Ворошиловский стрелок • Гардемарины • Гостья из Будущего • Д’Артаньян и три мушкетёра • Даун Хаус • Двадцать восемь панфиловцев • ДМБ • Зелёный слоник • Иван Васильевич меняет профессию • Ирония судьбы • Кин-дза-дза • Комедии Гайдая • Курьер • Левиафан • Матильда • Неуловимые мстители • Обитаемый остров • Особенности национальной охоты • Приключения Буратино • Сказ про Федота-стрельца • Солярис • Сталкер • Тарас Бульба • Чапаев
Кино зарубежноеDoom • High Strung • Max Payne • Prince of Persia • Robocop • Scream • Silent Hill • The Road (Маккарти) • V for Vendetta • X-Men • Zeitgeist (Дух времени) • Аватар • Американский психопат • Бэтмен (Джокер) • Бондиана • Бонни и Клайд • Война миров • Гарри Поттер • Годзилла • Голодные игры • Горец • Девушка по вызову • Долларовая трилогия • Звёздные войны • Идиократия • Индиана Джонс • Класс • Конан • Космическая Одиссея 2001 • Кошмар на улице Вязов • Кровь и бетон • Матрица • Метрополис • Монти Пайтон • Мост в Терабитию • Мятеж на «Баунти» • Назад в будущее • Не грози Южному централу • Невинность мусульман • Обитель зла • Охотники за привидениями • Пила • Призрак Оперы • Реквием по мечте • Секрет • Сумерки • Страх и ненависть в Лас-Вегасе • Терминатор • Тёмная башня • Хищник • Худеющий • Царь Эдип • Чарли и шоколадная фабрика • Человек-паук • Черепашки-ниндзя • Чужой • Шестиструнный самурай • Эквилибриум
СериалыBattlestar Galactica • Firefly • Lexx • StarGate • Star Trek • Вавилон-5 • Доктор Хаус • Песнь Льда и Пламени • Секретные материалы (Истина где-то рядом) • Семнадцать мгновений весны • Улицы разбитых фонарей • Чудаки • Шерлок Холмс и доктор Ватсон
АктёрыАткинсон • Безруков • Бессонов • Бин • Бодров • Боярский • Высоцкий • Галкин • Гензбур • Грей • Джереми • Джигурда • Идрисов • Клянов • Коэн • Круз • Лавлейс • Леонов • • Мамонов • Невский • Норрис • Охлобыстин • Пахомов • Пожаров • Раневская • Ривз • Сигал • Сталлоне • Тагава • Турчинский • Уиллис • Фарада • Хилл • Чаплин • Шварценеггер
Люди кинематографаБаркер • Баскова • Болл • Володарский • Вуд • Кэмерон • Линч • Массовщик • Михалков • Нолан • Тарантино
КритикаBadComedian • Nostalgia Critic • Вредное кино • RU.VIDEO • Кино-Говно.ком • Книга лучше • Конец немного предсказуем • Клуб интеллектуального кино • Рояль в кустах
КинокомпанииPrivate • The Asylum • Голливуд • НОМ • Прокатчики
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: