Власть народа или власть толпы? Как строить демократию так, чтобы она не превратилась в хаос


Две революции

Поначалу «власть народа», установившаяся после Французской революции, была встречена с воодушевлением. Но очень скоро оказалось, что революция не пробудила естественную доброту человека, а наоборот — выпустила на свободу его демонов.

Те, кто продолжал поддерживать революцию, несмотря на гильотины и террор, либо утверждали, что за насилие несет ответственность прежний режим, породивший в людях жестокость, либо заявляли, что мир невозможно изменить к лучшему без кровопролития.

Английский философ-радикал Томас Пейн так и остался глубоким приверженцем идей революции, даже несмотря на то, что в ходе террора провел десять месяцев в темнице и не лишился головы только потому, что вместо него по ошибке был казнен другой заключенный.

Французская революция вызвала жесткую критику власти толпы со стороны консерваторов. Первым критическим трудом был трактат «Размышления о Французской революции» Эдмунда Бёрка, вышедший еще до пика террора.

Бёрк осознавал те угрозы, которые несет в себе психология толпы. Он предсказал, что революция закончится массовой резней и убийством тысяч людей (включая короля, королеву и представителей духовенства) и приходом к власти диктатора, которому удастся восстановить закон и порядок. Цикл «восстание — резня — диктатура» был воспроизведен в ходе последующих революций в России (1917 г.), на Кубе (1958 г.) и в других странах.

Американская революция преуспела там, где потерпела неудачу Французская революция, так как ее лидеры осознавали опасность «хаоса и вседозволенности». В эссе «Федералист № 55» Джеймс Мэдисон и Александр Гамильтон писали: «Даже если бы каждый житель Афин был Сократом, собрание афинян всё равно было бы толпой».

Отцы-основатели США утверждали, что избежать вырождения демократии в охлократию можно, лишь ограничив власть народа.

Они разделили полномочия между разными ветвями власти, чтобы ни у кого не было слишком большого влияния. Граждане получили широкие права. Сенаторы избирались сроком на 6 лет, чтобы выстраивать долгосрочную политику. Судьи Верховного суда назначались пожизненно, чтобы представители других ветвей власти не могли от них избавиться.

Посетив Соединенные Штаты в 1831 году, Алексис де Токвиль изложил свои опасения по поводу власти толпы в трактате «Демократия в Америке».

По его мнению, одной только Конституции недостаточно для сохранения демократии. Необходима также гражданская культура, основанная на местном самоуправлении (он ставил в пример городки Новой Англии) и широком образовании.

Власть народа: признаки и виды

Согласно одному из ряда определений, под демократией понимается такой способ организации политической системы, который даёт гарантию личности принимать участие в политических процессах. Иными словами, если в тоталитарном и авторитарном обществах основные вопросы решает группа людей, находящаяся у власти, или лидер государства, то в демократическом до принятия политических решений допущены все (или почти все) граждане. Ограничение их прав в данной системе возможно только на основании закона.

Рассматривая основополагающие признаки демократии, отметим, что к ним относятся, во-первых, признание народа источником власти в государстве. Это означает, что высшая государственная власть, по сути, принадлежит народу, который сам решает, кому её передоверять. Второй характерной чертой демократического политического режима является равноправие граждан, то есть их равный доступ не только к возможностям, но и к реальным способам осуществления и политической власти, и иных своих прав во всех сферах общественной жизни.

Следующая черта — это подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении. Следует отметить, что не все исследователи считают этот признак соответствующим традициям демократии. В американской политической философии нередко говорят, что демократия — это когда два волка и один ягнёнок решают, что сегодня вечером будет на ужин. В действительности то, что меньшинство должно подчиняться большинству, вовсе не означает, что у первого нет никаких прав. Они есть и определены законом. И большинство должно их уважать.

Ещё одной важной характеристикой демократии является выборность основных органов государства. Даже в условиях монархического правления премьер-министр, депутаты парламента и прочие государственные чиновники избираются народом и непосредственно зависят от него.

По самому общему основанию (речь пойдёт о видах) демократию можно разделить на непосредственную (прямую) и представительную. В первом случае люди сами осуществляет политическую власть, во втором — через своих представителей, избранных в органы власти.

Нередко говорят, что два этих вида демократии как бы исключают друг друга. На самом деле они представляют собой две стороны одной и той же монеты. Непосредственная демократия немыслима без представительной, а представительная не имеет смысла без непосредственной.

Исторический пример действия прямой демократии даёт нам Новгородская феодальная республика, где главным органом управления было народное собрание — вече. Однако это вовсе не означало, что в Новгороде отсутствовали институты представительной демократии. Избирался воевода, приглашался князь, существовала должность архиепископа. Всё это означало, что люди не могли осуществлять все государственные полномочия в полном объёме.

Также некоторые исследователи считают, что между непосредственной и представительной есть промежуточная форма — плебисцитарная демократия, когда люди выражают своё мнение, с одной стороны, непосредственно, с другой, — через определённые органы власти.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: