Решение и мудрость Али ибн Абу ТалибаМухаммад Таки Тустари, 2021

Али ибн Абу Талиб (р.а.) – один из самых уважаемых мусульман, который внёс в историю развития ислама большую лепту. Многие судьбоносные моменты первых лет распространения религии Аллаха связаны с его личностью.

Полное имя Али

(р.а.) звучит как
Али ибн Абд Манаф ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф аль-Курайши
. Ввиду того, что его отец носил прозвище «Абу Талиб», к имени Али чаще добавляли именно его – Али ибн
Абу Талиб
(р.а.). Кроме того, у него ещё было несколько собственных прозвищ – Хайдар («лев»), Муртада («заслуживший довольство»). Последнее ему дал сам Пророк
Мухаммад
(с.г.в.).

Биография Али

Дата рождения 4-го праведного халифа приходится примерно на 599 год (по Милади). Согласно некоторым источникам, он родился внутри Каабы, что является экстраординарным событием, так как история иного подобного случая не знает. Отец Али – Абу Талиб – был братом отца Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) – Абдуллаха

. После того, как Мухаммад (с.г.в.) потерял своих родителей, он воспитывался в семье Абу Талиба. Когда он женился на
Хадидже
(р.а.), Али (р.а.) уже стал воспитываться в их семье.

Али является первым ребёнком, принявшим ислам. Он сделал это в десятилетнем возрасте. Некоторые источники в связи с этим называют его и первым мужчиной, кто уверовал в миссию Мухаммада (с.г.в.). Однако в данном вопросе есть определённые разногласия – кто-то отдаёт пальму первенства Зайду ибн Харисе (р.а.), другие говорят об Абу Бакре (р.а.).

В отношении наследия Али (р.а.) у мусульман, к сожалению, нет единого мнения. Споры о его роли в становлении ислама и развитии уммы после смерти Пророка (с.г.в.) перетекли в масштабный религиозно-политический конфликт, проявления которого с новой силой можно наблюдать в настоящее время.

Достоинства четвёртого праведного халифа

1. Во время переселения Пророка Мухаммада (с.г.в.) из Мекки в Медину Али (р.а.) для спасения своего двоюродного брата решил принести себя в жертву

и улёгся спать на его место. К счастью, ему удалось избежать смерти, однако сам факт такого действия говорит о степени уважения, которое Али (р.а.) проявлял к Посланнику Всевышнего (с.г.в.).

2. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) воспитывал Али (р.а.)

. Между ними были родственные связи сразу по нескольким линиям. С одной стороны, они приходились друг другу двоюродными братьями. С другой – Али (р.а.) женился на дочери Пророка (с.г.в.) – Фатиме. Кроме того, Заключительный Божий посланник (с.г.в.) часто подчёркивал уровень познания Али (р.а.) вопросов религии, его умение понимать самые глубокие и, соответственно, непростые проблемы вероисповедания.

3. В сборнике хадисов имама Муслима

можно встретить изречение, в котором Пророк Мухаммад (с.г.в.)
сравнивает Али (р.а.) сХаруном
(а.с.), который был наместником
Мусы
(а.с.). Существенное отличие здесь в том, что Мухаммад (с.г.в.) является Заключительным посланником, после которого учение Всевышнего уже не будет подвергаться коррекции посредством новой пророческой миссии. Этот хадис часто используется шиитами для обоснования своего видения Али (р.а.) как наследника Мухаммада (с.г.в.) и главного претендента на пост халифа. Некоторые шииты занимают весьма радикальную позицию и отвергают право занятия поста главы государства мусульман тремя предшествовавшими Али (р.а.) праведными халифами. Однако большинство исламских богословов не согласны с этой позицией. Они отмечают, что Харун (а.с.) был наместником Мусы (а.с.) при его жизни. Если следовать этой логике, то правом на халифат должен обладать в большей степени
Абдулла ибн Мактум
, которого Пророк Мухаммад (с.г.в.) часто оставлял вместо себя за управляющего в Медине. Примечательно также, что Харун (а.с.) умер раньше Мусы (а.с.). То есть в данном случае строить прямую аналогию с Али (р.а.) и Мухаммадом (с.г.в.) нельзя.

4. В сборнике хадисов имама аль-Албани

«Мишкат аль-Масабих» приводится хадис, где Пророк Мухаммад (с.г.в.) говорит следующие слова: «Тот, чьим покровителем являлся я, будет пользоваться защитой и со стороны Али. О Всевышний Господь, будь другом тому, кто является другом Али, и врагом, кто враждует с Али». Шииты также склонны трактовать это изречение в пользу мнения, что именно Али (р.а.) должен был стать первым праведным халифом, не уступая место ни Абу Бакру, ни Умару, ни Усману (да будет доволен ими Всевышний!). На это весьма претенциозное утверждение можно ответить следующими аргументами. Во-первых, слово «покровитель» не означает ни в коей мере степень превосходства. Во-вторых, в хадисе идёт речь о покровительстве сразу в двух мирах. Если это так, то Пророк Мухаммад (с.г.в.) должен был поделиться властью с Али (р.а.) уже при своей жизни, однако этого, как мы знаем, не произошло. В-третьих, нельзя однозначно трактовать этот хадис в рамках властных отношений, потому что в нём употреблено слово «друг», которое необходимо рассматривать в русле морально-нравственных отношений. Если бы Посланник Господа миров (с.г.в.) имел в виду покровительство в политическом смысле этого слова, то что мешало ему прямым текстом указать на это?

5. Али (р.а.) был в числе тех десяти мусульман, кому Райская обитель была обещана ещё при жизни (согласно хадисам от Ахмада, Тирмизи, и ибн Маджи).

Али ибн Абу Талиб

Сильные не осмеливались совершать дурное при нём, слабые не теряли надежду на его справедливость


Сподвижника Али (да будет доволен им Аллах) любят Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение).
Он стал мусульманином в семь лет. Участвовал во всех сражениях, кроме сражения при Табуке. Обладатель обширных знаний. («Табакату ибн Сад», т. 2, стр. 338).

От Сахла ибн Сада сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Завтра я отдам это знамя тому, через кого Аллах откроет крепость Хайбар. Он любит Аллаха и Его посланника, и Аллах и Его посланник любят его». Люди провели ночь в раздумьях, кому же будет вручено знамя. Утром все пришли к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), и каждый надеялся, что знамя будет дано ему. Но Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Где Али?» Ему ответили: «Посланник Аллаха, он жалуется на боль в глазах». Пророк (мир ему и благословение) послал за ним человека, и когда Али (да будет доволен им Аллах) пришёл, Пророк (мир ему и благословение) снял боль своей слюной и сделал дуа, он выздоровел, словно никакой боли и не было. Затем отдал ему знамя. Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я буду сражаться с ними до тех пор, пока они не станут подобно нам [мусульманами]».

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Отправляйся не спеша, пока не достигнешь их, затем призывай их к Исламу, расскажи им о том, что Всевышний вменяет им в обязанность. Клянусь Всевышним, наставление тобой одного человека лучше для тебя, чем красные верблюды». («Сахих Аль-Бухари», № 3009»)

От Са’да ибн Вакаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), отправляясь в сражение «Табук», оставил Али (да будет доволен им Аллах) дома, не позволив участвовать в схватке. Али (да будет доволен им Аллах) спросил: «О Посланник Аллаха! Ты оставишь меня среди женщин и детей?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Разве ты не доволен быть по отношению ко мне, подобно Харуну (мир ему) по отношению к Мусе (мир ему), разве только после меня нет пророка (имамы Аль-Бухари, Муслим, Ахмад).

Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Клянусь Всевышним, уверил меня Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказав, что поистине ненавидит меня только лицемер, и кто любит меня, тот верующий».

Муавия обратился к Зирару ибн Замрату: «Опиши мне Али». Зирар ответил: «Клянусь Всевышним он был очень сильным, правдивым, правосудным, знания изливались из него, был он изрекавшим мудрость, отчуждённым от этой жизни, искал радость в совершении намаза в ночной темноте, много размышлял, отчитывал себя. Ему нравилась одежда грубого покроя, затвердевшая еда, он возвеличивал людей религии, любил бедных, сильные не осмеливались совершать дурное при нём, слабые не теряли надежду на его справедливость. Однажды я увидел его ночью, он держал себя за бороду, плакал и говорил: “О, дунья, мне ли ты выставляешься, меня ли завлекаешь? Обманывай других! Я трижды даю тебе таляк, безвозвратно. Дунья, ты коротка и ничтожна, риск, связанный с тобой велик. В опасности пребывает тот, у кого мало запаса [благих дел], а путь далёк и опасен”. Муауия заплакал и сказал: “О Аллах, прости Абуль-Хасана”».

Речь сподвижника Али (да будет доволен им Аллах)

– Благо не в умножении имущества и увеличении количества детей, благо в увеличении благих поступков и преумножении знании. Нет блага в этом мире, кроме как в двух людях: человек, совершавший грехи и раскаявшийся в этом; человек, стремящийся к хорошим поступкам, и не малочисленны его деяния, и он богобоязнен. Может ли быть малочисленным то, что примет Всевышний из его деяний?

– Больше всего следует опасаться следования страстям и больших надежд [на эту жизнь]. Что касается следования страстям, то они отводят от Истины, а большие надежды приводят к забвению Ахирата. Разве не быстротечен этот мир, разве не грядёт Ахират? У мирского и вечного есть свои «дети». Будьте же «детьми» Ахирата, не будьте «детьми» Дунья. Поистине сегодня есть поступки, но нет отчёта, а завтра будет отчёт и не будет деяний [возможности их совершения].

– Совершайте благие поступки, поистине вы умрёте и будете воскрешены, после смерти, вам будет представлены ваши деяния, и воздастся вам за них. Пусть не обманет вас мирская жизнь, поистине это место испытаний, приносящее скорбь, которая закончится. Мирская жизнь обманчива. Всё, что в этом мире, исчезнет, мирское непостоянно: как найдёшь, так и потеряешь.

– Совершайте благие поступки, вы не имеете тех красот мирского, что имели те, кто покинул этот свет, тех, которые имели дома выше ваших, которые были богаче вас, но тела их стали прахом, дома их опустели. Они в могилах, которые являются местом близким [все там окажутся], обитатели могил обмануты, раздавлены тяжестью бед. Они покрыты камнями и землёй. И вы найдёте то, что нашли они: беды и одиночество в месте вашего возвращения. Что же будет с вами, когда прекратятся все дела и будет опрокинуто то, что в могилах, и когда обнаружится то, что в груди, и воздастся каждой душе за то, что она приобрела.

– Разве не является настоящим факихом (учёным) тот, благодаря которому люди не теряют надежду на милость Всевышнего; тот, который предупреждает о наказании Всевышнего; который не позволяет ослушиваться Всевышнего; который не оставляет Коран [не читая], желая что-либо другое, помимо него. Нет благодати в поклонении без знаний. Нет блага в знаниях без понимания. Нет блага в чтении без размышлений.

– О, люди! Примите от меня эти слова! Если вы оседлаете верховое животное, чтобы найти подобные слова, вы не найдёте: пусть не найдётся раб, не иначе, как для своего Господа, пусть не боится ничего, кроме как совершения грехов, пусть не стесняется учиться, когда не знает, пусть не стыдится сказать: «Аллаху а‘лям (Аллах знающий)», когда не знает. Знайте же, что терпение и вера подобны голове и телу: нет толку телу без головы.

– Сердца – сосуды, и лучший сосуд, наполненный добром.

– Люди делятся на три типа: учёный от Бога, ученик на пути спасения и простонародье, следующее за всяким крикуном, управляемое любым ветром, которое не осветилось сиянием знаний, которое не прибегло к могучей твердыне.

– Знания лучше имущества, знания оберегают тебя, а имущество ты бережёшь. Знания чище деяний. Имущество убывает при расходовании. Знания – хаким, выносит решения; имущество – махкум, его участь решается другими. Зависимый от денег исчезает вместе с ними. Любовь к учёному – наш долг от Всевышнего. Мертвы при жизни хранители богатства. Учёные живы на протяжении веков, хоть и нет их, но они живы в сердцах людей.

– Я видел сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение), но сегодня я не вижу никого, подобного им. Они встречали утро потрёпанными, с запавшими глазами, с пожелтевшими лицами. Они проводили ночи в земном поклоне, совершая намаз и читая книгу Аллаха. Утром они поминали Аллаха и качались от усталости, как качаются деревья при ветре. Их глаза были полны слёз настолько, что одежда намокала. Клянусь Всевышним, люди пребывают в забвении.

– Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывает: «После речи Посланника (мир ему и благословение) самую большую пользу я получил из письма, написанного мне Али (да будет доволен им Аллах), в котором он писал: «Поистине человека печалит то, что он упустил, и радует то, что он получил. Не радуйся слишком тому, что ты приобрёл из мирского, и не печалься об упущенном. Пусть все твои заботы будут связаны с тем, что после смерти.

– Рассказывает Али (да будет доволен им Аллах), что он сопровождал усопшего. Когда его положили в могильную нишу, закричали и заплакали его близкие. Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Почему они плачут? Если бы они видели то, что видит погребённый, то позабыли бы об умершем. Поистине смерть ещё вернётся к ним и будет возвращаться, пока не останется никого. Затем он встал и сказал: «Завещаю вам, рабы Аллаха, бояться Всевышнего, Который демонстрирует вам примеры, Который дал вам срок, слух, с помощью которого вы запоминаете. Всевышний не создал нас напрасно, для забавы. Он не оставил вас без внимания, напротив – одарил обширными благами и уготовил вам воздаяние. Так бойтесь же Всевышнего и будьте усердны, спешите творить благое, прежде чем придёт смерть – разрушительница тел.

– Поистине, блага мира невечные, в беспокойствах стремящийся к ним; обман мирского скрыт, невидим; мирское неустойчиво, не годится для опоры. Вы вцепились в мирское когтями желаний, но положат вас в земляной «дом» [могилу]. Грядут трагические события после того, как вострубят в Рог (Сур). И всех людей поведут на место великого стояния. И укажет свидетель каждой душе на её поступки. И осветится земля сиянием господа. И приведут пророков и павших на пути Аллаха. И участь каждого решится, и никто не будет притеснён.

Да поможет нам в совершении благого Всевышний и одарит нас заступничеством Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников. Амин.

Смерть Али

Али ибн Абу Талиб (р.а.) умер в возрасте 63 лет, став жертвой нападения со стороны хариджита Абдуррахмана ибн Мулджима

. Это произошло в пятницу, в 21-й день месяца Рамазан. В момент убийства четвёртый праведный халиф ислама занимался тем, что будил мусульман на утреннюю молитву. Его погребли в городе Эн-Наджаф
(мусульманское кладбище этого города представлено на фото)
, который находится на территории современного Ирака. В настоящее время на месте его могилы находится мечеть, носящая имя самого Али (р.а.). Его правление длилось 4 года.

Убийство Али

Али проповедывал в месяц, в котором Его убили, и говорил: «Месяц Рамадан пришел к вам. Он — повелитель месяцев и самый первый в году. В этом месяце мельница власти делает свой новый оборот и вы совершите паломничество в новом году одним рядом (т.е. без Имама, ведущего всех на молитву). Знамением этого будет то, что Меня не будет больше среди вас.»

Возвратившись в город Куфу, Али решил сместить Муавийю с поста наместника Сирии за отказ присягнуть законному халифу. Он решительно отверг совет ал-Мугира ибн Шуубы и Абдаллаха ибн Аббаса не делать этого и стал готовиться в поход против мятежного подчиненного.

В 40-ом году Хиджры, в 662 году н.э. (по другим источникам 19 января 661 года), четвертый правитель халифата Али был убит во время совершения молитвы в мечети города Куфа. Он принял мученическую смерть от хариджитов — «отступников» (так в иранских источниках называют тех, кто во время решающих битв отрекся от Али, они ушли в Месопотамию, избрали нового предводителя, и получили название «хариджиты», что означает «отступившие, выступившие против»). Али был смертельно ранен вероотступником хариджитом Ибн Мулджамом и через два дня покинул этот мир. После убийства Али политическое и духовное руководство над мусульманами перешло к старшему внуку Пророка Мухаммеда, сыну Фатимы-Захра и Али, Хасану Муджтабе.

Повелитель правоверных, да будет мир над ним, всю ночь бодрствовал. Он часто выходил из дома, всматривался в небо и говорил: «Клянусь Богом, Я не лгу и Мне не лгут. Это и есть та самая обещанная мне ночь». Он возвратился к Себе на ложе. Настал рассвет, Он одел жилет (изар), вышел из дома и сказал: «Скрепите грудь для встречи смерти. Она, конечно же, встретит вас. Не надо скорби перед смертью, когда та ступит в вашу долину». Когда Он шел по двору, гуси с гиканьем побежали Ему на встречу. Окружавшие начали отгонять их, однако Он сказал: «Оставьте их в покое, они оплакивают Мою смерть”. — «Жизнь Мухаммеда». Панова, Вахтин

Через некоторое время после жестокого убийства Хасана, внука Пророка, халифатом завладел Муавийя; он преобразовал его в наследственный институт омейядов. Следом пришли аббасиды, они наследовали халифат друг у друга, приходя к власти либо через назначение предшествующего правителя, либо захватив ее силой.

Повелитель правоверных Али не спал всю ночь в утро, когда Его убили, и Он не пошел в мечеть для совершения ночной молитвы, как это Он обычно делал. Его дочь Умм Кульсум, да простит ее Бог, спросила Его: «Почему Ты не спишь?» «Меня убьют, если Я выйду утром», — ответил Он. Тогда Ибн аль-Наббах пришел к Нему и позвал Его на молитву. Он сделал несколько шагов, но вернулся. Умм Кульсум сказала Ему: «Пусть Джада помолится с народом.» «Да, вели Джаде провести молитву с народом», — ответил Он. Но затем добавил: «Нет избавления от назначенного срока». Он вышел из дома и направился в мечеть. Там был человек, который провел всю ночь в ожидании своей жертвы. Однако перед рассветом рано утром похолодало, и он заснул. Повелитель правоверных ногой пошевелил его и сказал ему: «Молитва». Мужчина вспрянул и ударил Его. <… contentScore=»3648″> Когда Повелитель правоверных, да будет мир над Ним, умер, люди оплакивали Его. После завершения погребения, аль-Хасан, да будет мир над ним, созвал совет и повелел привести Ибн Мулджама. Его привели, и он стоял перед ним. «О божий враг», — сказал аль-Хасан, -«ты убил Повелителя правоверных, и ты увеличил грязь в религии». Затем он повелел обезглавить его. — «Жизнь Мухаммеда». Панова, Вахтин

После мученической смерти Али женщина по имени Сауда, дочь Аммара из племени Хамдан, пришла к Муавийе. Муавийя стал упрекать Сауду за то, что во время битвы Сеффейн она оказывала помощь армии Али. Затем он спросил у Сауды, зачем она пришла к нему, на что она ответила: «О, Муавийя! За отмену наших прав ты будешь спрошен. Ты отправляешь к нам своих наместников, которые подобно голодным волкам снимают с нас налоги, желая нам смерти. Вы послали к нам Басира ибн Артата, который убивает наш народ и расхищает народное имущество. Если бы мы не подчинялись тебе, мы бы имели величие и силу. Если ты не присмиришь своего наместника, то мы поднимем восстание». Муавийя удивился и сказал: «Ты угрожаешь мне своим племенем? Я отправлю тебя к тому же Басиру, чтобы он делал с тобой то, что его душе угодно!» Услышав слова Муавийи, Сауда замолчала, вспоминая о чем-то. Затем она прочитала стихотворение:

Приветствие Господнее Тому, с Которым справедливость погребенная осталась. Тому, Кто был неотделим от истины Господней, Кому, Кто был всегда правдив, Тому, Кто истине был неизменен, Тому, в Ком истина и справедливость воедино!

Муавийя спросил: «О ком эти стихи?» В ответ Сауда сказала: «Это о Его светлости Али ибн Абу Талибе. Помню, как-то я пришла к Али с жалобой на одного из управляющих и застала его, готовящимся читать молитву. Но, увидев меня, Он не приступил к молитве, а с уважением спросил: «Есть ли у тебя какие-то проблемы?». Я сказала: «Да», затем я рассказала о несправедливости наместника. Услышав мои слова, Али заплакал, затем сказал: «О, Господи! Будь же свидетелем того, что Я никогда не посылал человека, чтобы он причинял несправедливость». Затем Он взял бумагу и написал письмо этому наместнику. «Когда ты прочитаешь это письмо, сразу же собирай свои вещи. Я пошлю человека, который заменит тебя на этой должности». Имам вручил это письмо мне. Клянусь Аллахом, я дала это письмо тому человеку, и он, прочитав его, сложил с себя полномочия, передав бразды наместника другому человеку».

Перейти на начало страницы

</…>

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: