Белинский В. Г. — Герой нашего времени. Соч. М. Лермонтова. Спб. 1840. (Статья) (Страница 6)


Цитаты В. Г. Белинского

Жена — не любовница, но друг и спутник нашей жизни, и мы заранее должны приучиться к мысли любить ее и тогда, когда она будет пожилою женщиною, и тогда, когда она будет старушкою. Брак, семья

Как бы ни идеализировали любовь, но как же не видеть, что природа одарила людей этим прекрасным чувством сколько для их счастья, столько для размножения и поддержания рода человеческого. Брак, семья

Нет ничего опаснее, чем связывать свою участь с участью женщины за то только, что она прекрасна и молода. Брак, семья

По моему кровному убеждению, союз брачный должен быть чужд всякой публичности, это дело касается только двоих — больше никого. Брак, семья

Воспитание — великое дело: им решается участь человека. Воспитание и воспитатели

Нет ничего бесполезнее и даже вреднее, как наставления, хотя бы и самые лучшие, если они не подкрепляются примерами, не оправдываются в глазах ученика всею совокупностью окружающей его действительности. Воспитание и воспитатели

Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим. Воспитание и воспитатели

Орудием и посредником воспитания должна быть любовь. Воспитание и воспитатели

Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком. Воспитание и воспитатели

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. Воспитание и воспитатели

В важных делах жизни всегда надо спешить так, как будто бы от потери одной минуты должно было все погибнуть. Время

Павлин, горделиво распускающий пышный хвост свой перед другими птицами, слывет животным красивым, но. не умным. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности. Глупость, посредственность, упрямство

Только в честной и бескорыстной деятельности заключается условие человеческого достоинства. Гордость, достоинство, самоуважение

Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства. Гордость, достоинство, самоуважение

Гадок наглый самохвал; но не менее гадок и человек без всякого сознания какой-нибудь силы, какого-нибудь достоинства. Гордость, достоинство, самоуважение

Школа несчастья есть самая лучшая школа. Горе, несчастье, беда

Моральное равнодушие — болезнь слишком образованных людей. Грубость, черствость, равнодушие

Не делать — не жить. Кто в самом себе не носит источника жизни, то есть источника живой деятельности, кто не надеется на себя, — тот вечно ожидает всего от внешнего и случайного. Дело, деятельность

Где нет полной откровенности, полной доверенности, где скрывается хотя малость какая-нибудь, там нет и не может быть дружбы. Дружба, друзья

Друг мне тот, кому все могу говорить. Дружба, друзья

Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого — необходимо. Дружба, друзья

Равенство — условие дружбы. Дружба, друзья

Жизнь женщины по преимуществу сосредоточена в жизни сердца; любить — значит для нее жить; а жертвовать — значит любить. Женщины, мужчины

Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит. Женщины, мужчины

Мужчина с женоподобным характером есть самый ядовитый пасквиль на человека. Женщины, мужчины

Смех часто бывает великим посредником в деле отличения истины от лжи. Жизнерадостность, оптимизм

Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба. Жизнь

Жить — значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать, всякая другая жизнь — смерть. Жизнь

Для низких натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество, бросая грязь своих воззрений и мнений в святое и великое. Зависть, ненависть, месть

Люди обыкновенно не столько наслаждаются тем, что им дано, сколько горюют о том, чего им не дано. Зависть, ненависть, месть

Найти причину зла — почти то же, что найти против него лекарство. Злобность, жестокость, подлость

Всякие бывают люди и всякие страсти. У иного, например, всю страсть, весь пафос его натуры составляет холодная злость, и он только тогда и бывает умен, талантлив и даже здоров, когда кусается. Злобность, жестокость, подлость

Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное. Знания, ученье, любознательность

Для нас нет большего несчастия, как, взяв на себя нравственную ответственность в счастии женщины, растерзать ее сердце, хотя бы и невольно. Измена, предательство

Разврат состоит в животной чувственности, в которой уже не может быть никакой поэзии, потому что в поэзию могут входить только разумные элементы жизни, а в том нет разумности, что унижает человека до животного. Измена, предательство

Дело не в том, чтобы никогда не делать ошибок, а в том, чтобы уметь сознавать их и великодушие, смело следовать своему сознанию. Иллюзии, ошибки, заблуждения

Подлецы потому и успевают в своих делах, что поступают с честными людьми, как с подлецами, а честные люди поступают с подлецами, как с честными людьми. Искренность, правдивость, честность

Честные люди всегда имеют дурную привычку со стыдом опускать глаза перед наглою и нахальною подлостью. Искренность, правдивость, честность

Искусство без мысли, что человек без души, — труп. Искусство

Что красота есть необходимое условие искусства, что без красоты нет и не может быть искусства — это аксиома. Искусство

Истинным художникам равно удаются типы и негодяев и порядочных людей. Искусство

Верное изображение нравственного безобразия. могущественнее всех выходок против него. Искусство

Истина выше людей и не должна бояться их. Истина

Истина только в начале встречает сильное сопротивление, но чем более выявляется, чем более становится фактом, тем большее число приобретает себе друзей и поборников. Истина

В одной истине и жизнь, и благо: истина не требует помощи лжи. Истина

Дурное, ошибочное понимание истины не уничтожает самой истины. Истина

Самая горькая истина лучше самого приятного заблуждения. Истина

Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются — и старые и молодые. Книга, печать

Кто читает что-нибудь, уже гораздо выше того, кто ничего не читает. Книга, печать

Красота возвышает нравственные достоинства, но без них красота в наше время существует только для глаз, а не для сердца. Красота, совершенство

Внешняя чистота и изящество должны быть выражением внутренней чистоты и красоты. Красота, совершенство

Найти причину зла — почти то же, что найти против него лекарство. Критика

Подметить ошибку в деле — еще не значит доказать неправость самого дела. Критика

Будь все тихо и чинно, будь везде комплименты и вежливости, тогда какой простор для бессовестности, шарлатанства, невежества: некому обличить, некому изречь грозное слово! Критика

Критика была бы, конечно, ужасным орудием для всякого, если бы, к счастью, она сама не подлежала критике же. Критика

Какая это великая истина, что, когда человек весь отдается лжи, его оставляют ум и талант. Лживость, хитрость

Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. Литература

Только та литература есть истинно народная, которая, в то же время, есть общечеловеческая; и только та литература есть истинно человеческая, которая, в то же время, есть и народная. Одно без другого существовать не должно и не может. Литература

У истинного таланта каждое лицо — тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец. Литература

Уметь писать стихи не значит еще быть поэтом; все книжные лавки завалены доказательствами этой истины. Литература

В юности человека самое мимолетное чувство и все наслаждения любви должны быть эстетичны, чтоб не быть безнравственными. Любовь

Видеть и уважать в женщине человека — не только необходимое, но и главное условие возможности любви для порядочного человека нашего времени. Любовь

Всякая любовь истинна и прекрасна по-своему, лишь бы только она была в сердце, а не в голове. Любовь

Для любви нужно разумное содержание, как масло для поддержки огня. Любовь

Истинно человеческая любовь может быть основана только на взаимном уважении друг в друге человеческого достоинства, а не на одном капризе чувства и не на одной прихоти сердца. Любовь

Любовь дается только любви. Любовь

Любовь имеет свои законы развития, свои,возрасты, как жизнь человеческая. У нее есть своя роскошная весна, свое жаркое лето, наконец, осень, которая для одних бывает теплою, светлою и плодородною, для других — холодною, гнилою и бесплодною. Любовь

Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму. Любовь

Нельзя отрицать влияние нравственных качеств на чувство любви, но когда любят человека, любят его всего, не как идею, а как живую личность, любят в нем особенно то, чего не умеют ни определить, ни назвать. Любовь

Поэтическая, страстная любовь — это цвет нашей жизни, нашей молодости. Любовь

Сердце имеет свои законы — правда, не такие, из которых легко было бы составить полный систематический кодекс. Любовь

Тот не добросовестен, кто не дорожит своими мнениями как человек. Мировоззрение, идеалы, принципы, убеждения

Убеждение должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше. Мировоззрение, идеалы, принципы, убеждения

Из всех родов славы самая лестная, самая великая, самая неподкупная слава народная. Мужество, героизм, доблесть

Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Народ, государство, нация

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. Наука и её деятели

Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий. Нравственность, мораль

Живой человек носит в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем вне своих собственных, своих личных обстоятельств. Общество, классы, коллектив

Создает человека природа, но развивает и образует это общество. Общество, классы, коллектив

Кто резко высказывает свои мнения о чужих действиях, тот обязывает этим и самого себя действовать лучше других. Ответственность, долг

Апатия и лень — истинное замерзание души и тела. Праздность, лень

Пьют и едят все люди, но пьянствуют и обжираются только дикари. Пьянство, курение

Ревность без достаточного основания есть болезнь людей ничтожных, которые не уважают ни самих себя, ни своих прав на привязанность любимого ими предмета; в ней выказывается мелкая тирания существа, стоящего на степени животного эгоизма. Ревность

Ревность… Эта страсть свойственна или людям по самой натуре эгоистичным, или людям неразвитым нравственно. Считать ревность необходимою принадлежностью любви — непростительное заблуждение. Ревность

В словах бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут. Религия, суеверия

Суеверие проходит с успехом цивилизации. Религия, суеверия

Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. Религия, суеверия

Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством. Родина, патриотизм

Любить свою Родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому. Родина, патриотизм

Любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. Родина, патриотизм

Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью! Они думают этим возбудить к себе уважение, и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают от себя их и невольно приучают к скрытности и лживости. Родители, дети

Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею. Родители, дети

Пусть дитя шалит и проказит, лишь бы его шалости и проказы не были вредны и не носили бы на себе отпечатка физического и нравственного цинизма. Родители, дети

Жизнь есть действование, а действование есть борьба. Смысл жизни

Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет. Смысл жизни

Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой. Смысл жизни

Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. Источник интересов, целей и деятельности — субстанция общественной жизни. Смысл жизни

Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости. Совесть, честь

Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести? Совесть, честь

Страсть есть поэзия и цвет жизни, но что же в страстях, если у сердца не будет воли. Страсти, энтузиазм

Кто всегда весел, тот счастлив, а кто счастлив — тот добрый человек. Счастье, радость

Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою. Труд

Труд облагораживает человека. Труд

Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. Трусость, малодушие

Ум — это духовное оружие человека. Ум, мудрость

Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что неразумно живет. Ум, мудрость

Величайшая слабость ума заключается в недоверчивости к силам ума. Ум, мудрость

Только в силе воли заключается условие наших успехов на избранном поприще. Характер, выдержка, самообладание

Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование. Человек, люди

Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и проч., но худо не быть при этом человеком. Человек, люди

Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека. Человек, люди

Виссарион Григорьевич Белинский

Виссарион Григорьевич Белинский

– русский писатель, публицист, знаменитый литературный критик(прозванный в среде писателей «Неистовый Виссарион»), философ-западник. Годы жизни: 30 мая (11 июня) 1811, крепость Свеаборг, Финляндия — 26 мая (7 июня) 1848 года, Санкт-Петербург. Он обозначил путь по которому литература, чтобы стать общественной силой, должна идти. Его теоретические положения о литературе не утратили свою силу и значение до сих пор. Белинский почти всегда правильно распознавал будующий путь развития литературы и с востроргом относился к новым талантливым писателям того времени. Его неустанный и благородный поиск истины и то огромное значение, которое он придавал просветительскому и освободительному значении литературы в жизни общества, был и остаётся определением пути в литературе для новых поколений писателей.

  • Труд облагораживает человека.
  • Суеверие проходит с успехом цивилизации.
  • Величайшее сокровище — хорошая библиотека.
  • Женщина мыслит сердцем, а мужчина любит головой.
  • Много людей живет не живя, но только собираясь жить.
  • Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова.
  • Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится.
  • Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет.
  • Пьют и едят все люди, но пьянствуют и обжираются только дикари.
  • Создает человека природа, но развивает и образует его общество.
  • Мерою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит.
  • Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба.
  • Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека.
  • Без стремления к бесконечному нет жизни, нет развития, нет прогресса.
  • Смех часто бывает великим посредником в деле отличения истины от лжи.
  • Деньги — это солнце жизни, без которого жизнь тяжка, мрачна и холодна.
  • Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству.
  • Мужчины с женоподобным характером есть самый ядовитый пасквиль на человека.
  • Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый — время.
  • Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.
  • Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх.
  • Глупо для переезда через лужу на челноке раскладывать перед собою морскую карту.
  • Всякое достоинство, всякая сила спокойны — именно потому, что уверены в самих себе.
  • Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, но еще яснее, когда он владеет мыслию.
  • Человек не зверь и не ангел; он должен любить не животно и не платонически, а человечески.
  • У истинного таланта каждое лицо — тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец.
  • Нет ничего опаснее, чем связывать свою участь с участью женщины за то только, что она прекрасна и молода.
  • Ограничен разум человека, но зато безграничен разум человеческий, то есть разум человечества.
  • Если б выбор в любви решался только волею и разумом, тогда любовь не была бы чувством и страстью.
  • Жить — значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать, и всякая другая жизнь — смерть.
  • Люди обыкновенно не столько наслаждаются тем, что им дано, сколько горюют о том, чего им не дано.
  • Убеждение должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше.
  • Нападки на недостатки и пороки народности есть не преступление, а заслуга, есть истинный патриотизм.
  • В важных делах жизни всегда надо спешить так, как будто бы от потери одной минуты должно было все погибнуть.
  • Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем.
  • Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой.
  • Всякая любовь истинна и прекрасна по-своему, лишь бы только она была в сердце, а не в голове.
  • У души, как и у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия.
  • Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.
  • Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что неразумно живет.
  • Не хорошо болеть, еще хуже умирать, а болеть и умирать с мыслью, что ничего не останется после тебя на свете, — хуже всего.
  • Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное.
  • Не преступление любить несколько раз в жизни и не заслуга любить только один раз: упрекать себя за первое и хвастаться вторым — равно нелепо.
  • Для низких натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество, бросая грязью своих воззрений и мнений в святое и великое.
  • Видеть прекрасно изданную пустую книгу так же неприятно, как видеть пустого человека, пользующегося всеми материальными благами жизни.
  • Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею.
  • Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму.
  • Подлецы потому и успевают в своих делах, что поступают с честными людьми, как с подлецами, а честные люди поступают с подлецами, как с честными людьми.
  • Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят в систему, а писатели только творят на нем сообразно с сими законами.
  • Из всех дурных привычек, обличающих недостаток прочного образования и излишества добродушного невежества, самая дурная — называть вещи не настоящими их именами.
  • Социальность, социальность — или смерть! Вот девиз мой. Что мне в том, что живет общее, когда страдает личность? Что мне в том, что гений на земле живет в небе, когда толпа валяется в грязи?
  • Если до сих пор человечество достигло многого, это значит, что оно еще большего должно достигнуть в скорейшее время. Оно уже начало понимать, что оно — человечество: скоро захочет оно в самом деле сделаться человечеством.
  • Мещане-собственники — люди прозаически-положительные. Их любимое правило: всякий у себя и для себя. Они хотят быть правы по закону гражданскому и не хотят слышать о законах человечества и нравственности.
  • Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него не далеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде.
  • Любовь имеет свои законы развития, свои возрасты, как жизнь человеческая. У нее есть своя роскошная весна, свое жаркое лето, наконец, осень, которая для одних бывает теплою, светлою и плодородною, для других — холодною, гнилою и бесплодною.
  • Любовь имеет свои законы развития, свои возрасты, как жизнь человеческая. У нее есть своя роскошная весна, свое жаркое лето, наконец, осень, которая для одних бывает теплою, светлою и плодородною, для других — холодною, гнилою и бесплодною.
  • Отец любит свое дитя, потому что оно его рождение; но он должен любить его еще как будущего человека. Только такая любовь к детям истинна и достойна называться любовью; всякая же другая есть эгоизм, холодное самолюбие.
  • Наша публика — мещанин во дворянстве: ее лишь бы пригласили в парадно освещенную залу, а уж она из благодарности, что ее, холопа, пустили в барские хоромы, непременно останется всем довольною.
  • Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования.
  • У всякого человека есть своя история, а в истории — свои критические моменты: и о человеке можно безошибочно судить только смотря по тому, как он действовал и каким он является в эти моменты, когда на весах судьбы лежали бы его и жизнь, и честь, и счастье. И чем выше человек, тем история его грандиознее, критические моменты ужаснее, а выход из них торжественнее и поразительнее.
  • В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов, потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий и идей. Подобное явление не ново… Изобретать свои термины для выражения чужих понятий очень трудно, и вообще этот труд редко удается. Поэтому с новым понятием, которое один берет у другого, он берет и самое слово, выражающее это понятие. Неудачно придуманное русское слово для выражения понятия не только не лучше, но решительно хуже иностранного слова.

Просмотры: 16

БЕЛИНСКИЙ

Виссарион Григорьевич [30 мая (11 июня), 1811, Свеаборг, ныне Суоменлинна, Финляндия – 26 мая (7 июня), 1848, Петербург] – русский социальный мыслитель, литературный критик и публицист. В 1829–32 учился на словесном отделении философского факультета Московского университета. В 1833 сблизился со
Станкевичем
и участниками его философского кружка, познакомившими его с немецкой философией. В 1834–36 стал ведущим критиком в изданиях Надеждина «Телескоп» и «Молва», где опубликовал принесшие ему известность «Литературные мечтания» (1834) и др. произведения. Позднее, переехав из Москвы в Петербург, сотрудничал в «Отечественных записках» (1839–46) и «Современнике» (с 1846). В статьях и обзорах дал оригинальный анализ творчества и эстетических взглядов современных ему писателей – Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского и др., отстаивал принципы реализма, «натуральной школы». Философские воззрения Белинского претерпели сложную эволюцию: от увлечения немецкой идеалистической философией, и особенно Гегелем в период «примирения с действительностью» (1837–39), он перешел на позиции отрицания «неразумной действительности»; критически осмыслив гегелевскую теорию, Белинский становится сторонником материалистического мировоззрения. Особый интерес представляют его социально-философские взгляды, учение о человеке, обществе и истории, изложенные в работах 40-х гг. В них он рассматривал общество как живой социальный организм («идеальную личность»), трактуя его историю в качестве необходимого и закономерного процесса. Отправным пунктом размышлений Белинского о человеке и обществе было неприятие панлогизма Гегеля, в системе которого субъект «не сам себе цель, но средство для мгновенного выражения общего, а это общее является у него в отношении к субъекту Молохом…» (Полн. собр. соч., т. 12, с. 22). Человек, по его словам, зависит от общества и в образе мыслей, и в образе, своего действия; зло скрывается прежде всего в обществе, а не в человеке. Белинский исходил из того, что индивид в наибольшей степени проявляет активность в той области социальной жизни, где чувствует себя человеком, утверждает себя как личность. Поэтому он не может примириться с жизнью, которая лишает его средств к развитию, и в первую очередь стремится создать условия, позволяющие ему реализовывать свои способности. Мыслитель приходил к выводу, что нормальное становление личности и проявление ее творческого потенциала возможно лишь в обществе, где утвердились принципы социальной справедливости; будущее России и всего человечества он связывал с социализмом. Влияние Белинского на развитие русской социальной и философской мысли подчеркивали
Чернышевский
,
Плеханов
,
Ленин
,
Бердяев
,
Зеньковский
и др.

Сочинения:

1. Полн. собр. соч. в 13 т. М., 1958–59.

Литература:

1. Плеханов Г.В.

Белинский и разумная действительность. –
Он же.
Избр. филос. произв. в 5 т. М., 1958, т. 4, с. 417–467;

2. Кирпотин В.Я.

Достоевский и Белинский. М., 1960;

3. Поляков М.Я.

Виссарион Белинский. Личность – идеи – эпоха. М., 1960;

4. Нечаева В.С.

В.Г.Белинский. Жизнь и творчество. 1836–1841. М., 1961;

5. Она же.

В.Г.Белинский. Жизнь и творчество. 1842–1848. М., 1967;

6. Григорян M.M.

Белинский и проблема действительности в философии Гегеля. – В кн.: Гегель и философия в России. М., 1974;

7. Филатова Е.М.

Белинский. М., 1976;

8. Соболев П.В.

Эстетика Белинского. М., 1978.

П.П.Апрышко

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: