Цитаты Марка Аврелия


Марк Аврелий цитаты

Если вы искали цитаты Марка Аврелия римского императора и философа, то вы можете их прочесть на этой странице нашего сайта greednews.su. Не смотря на давность времен цитаты Марка Аврелия не истощили свою актуальность.

Марк Аврелий Антонин (121 — 180 гг.) — римский император из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. Последний из пяти хороших императоров. Оставил философские записи – 12 книг, написанных на греческом языке, с общим названием «Рассуждения о самом себе». В центре его анти материалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, духом и душой. Он утверждал, что посредством духа все люди принимают участие в божественном.

О жизненной этике

Время человеческой жизни – миг; её сущность – вечное течение; ощущение – смутно; строение всего тела – бренно; душа – неустойчива; судьба – загадочна; слава – недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе – сновидению и дыму. Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение. Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии.

Ничего не следует делать зря и никогда не поступать иначе, как сообразно строгим правилам искусства.

Всё следует делать, обо всём говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним.

Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни.

Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы – вот совершенство характера.

Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, – вот что я называю наслаждаться.

Что бы ни случилось с тобой — оно предопределено тебе из века. И сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием.

Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним.

Лучший способ защититься – не уподобляться.

Если вас раздражает некий предмет, то виноват в этом не он сам, а ваше суждение о нём. И в ваших силах изменить это суждение.

Если кто может уличить меня и показать явно, что неверно я что-нибудь понимаю или делаю, переменюсь с радостью. Я же правды ищу, которая никому никогда не вредила; вредит себе, кто костенеет во лжи и неведении.

Брать без ослепления, расставаться с легкостью.

Пусть дела твои будут такими, какими бы ты хотел их вспомнить на склоне жизни. Полезные советы

Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.

Всегда иди кратчайшим путём. Кратчайший же – путь, согласный с Природой.

Свернись в себя самого.

Испробуй, не подойдёт ли тебе жизнь достойного человека, довольствующегося справедливостью своего деяния и благожелательностью своего душевного склада.

Если что-то кажется тебе слишком трудным, не думай, что это за пределами сил человека. И наоборот, если какой-либо человек может совершить тот или иной достойный поступок, значит, такой же поступок в состоянии совершить и ты.

Не мудри над собой, старайся быть простым. Прегрешает кто-нибудь? Он прегрешает против самого себя. Случилось с тобой что-нибудь? Прекрасно. Все случающееся с тобою было изначально суждено тебе и сопряжено с тобою в силу устройства Целого.

Приспособься к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба.

Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть другого.

Когда в силу обстоятельств нарушается равновесие духа, восстанови самообладание как можно быстрее и не оставайся в подавленном настроении слишком долго, иначе тебе будет уже нельзя ничем помочь. Привычка восстанавливать гармонию усовершенствует тебя.

Не думай, что позорно принимать помощь. Ты должен исполнять предназначенный тебе долг, как солдат на посту.

Начинай каждый день с того, что говори себе: «Сегодня я встречусь с противодействием, неблагодарностью, дерзостью, предательством, злобой и себялюбием — и все они будут вызваны невежеством обидчиков, их неумением отличать добро от зла

Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни её достоинство.

Об общем благе

То только истинное благо и добро, что благо и добро для всех.

Ищи радости и покоя единственно в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию.

Работай постоянно, не почитай работу для себя бедствием или бременем и не желай себе за это похвалы и участия. Общее благо – вот чего ты должен желать.

Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу.

Жизнь отдельного человека должна совершенно плотно срастись с общею жизнью человечества, ибо все творение проникнуто согласием и единством. Как во внешней природе, так и в области духовной все явления жизни состоят в тесной связи между собою.

Как ты сам — один из составляющих гражданскую совокупность, так и всякое твоё деяние пусть входит в состав гражданской жизни. А если какое-нибудь твоё деяние не соотнесено, непосредственно или отдалённо, с общественным назначением, то оно, значит, разрывает жизнь и не даёт ей быть единой.

Изгнанник, кто бежит от гражданского разумения.

О жизни

Наша жизнь – это то, во что её превращают наши мысли.

Человек живёт только в настоящее мгновение. Всё остальное или прошло уже или неизвестно будет ли.

Ни с кем не случается ничего такого, что не в силах был бы вынести.

Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом.

Начинай уже сейчас жить той жизнью, какой ты бы хотел видеть ее в конце.

Всюду, где можно жить, можно жить хорошо.

Кто не знает, что такое мир, не знает, где он сам.

Пойми не только то, что жизнь убивает с каждым днём и остаётся всё меньшая её доля, но и то, что при очень долгой жизни не всегда сохраняется сила мысли для понимания происходящего и постижения дел человеческих.

Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет ли же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?

О человеческих проявлениях

Проявляй те качества, какие ты в силах проявить: искренность, серьёзность, выносливость в труде, безразличие к удовольствиям, умение удовлетворяться малым, благожелательность, откровенность, презрение к поверхностности, свободу от ложного великодушия.

Праведно — это с любовью к тому, что уделяет судьба, раз природа принесла тебе это, а тебя — этому.

Спокойствие — не что иное, как надлежащий порядок в мыслях.

Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве.

Не спеши соглашаться с болтунами!

Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан.

Самый презренный вид малодушия — это жалость к самому себе.

О зле

Зла не существует для вещественной природы, но зло существует для каждого человека, которому дано сознание добра и свобода выбора между добром и злом.

Несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло.

Если человек причинил тебе зло, немедленно удостоверься, сделал ли он это из добрых или из злых побуждений. Ибо, когда ты увидишь это, ты почувствуешь к нему жалость и не станешь ни удивляться, ни сердиться.

Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, тем, чего устранить не может, а не борется со своим личным собственным злом, что в его власти.

Смешно это: собственной порочности не избегать, хоть это и возможно, а чужой избегать, что никак не возможно.

О людях

Люди существуют друг для друга.

Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть нижней.

Истинная ценность человека измеряется в тех вещах, к которым он стремится!

Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чём он хлопочет.

Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.

Если бы ты видел, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы добиваться одобрения и похвалы людей.

О смерти

Не смерти должен бояться человек, он должен бояться никогда не начать жить.

Смерть улыбается каждому из нас. Мы можем только улыбнуться ей в ответ.

Смерть есть такая же тайна природы, как и рождение. В одном случае соединение, в другом разложение одних и тех же элементов. Вообще в них нет ничего, что могло бы быть для кого-нибудь постыдным, ибо нет ничего несоответствующего одухотворённому существу или разуму того же строения.

Скоро ты забудешь обо всём, и всё, в свою очередь, забудет о тебе.

Недолго, и стану пепел или костяк, может, имя, а то и не имя.

О счастье

Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.

Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в образе его мышления.

Ты можешь прожить свою жизнь счастливо, если сумеешь идти правильным путём и сумеешь думать и действовать правильно.

Счастлив тот, у кого в собственной душе святая святых.

Кто не исследует движение собственных мыслей, не может быть счастлив!

О настоящем

Всё настоящее – мгновение вечности.

Кто видел настоящее, тот уже видел всё, бывшее в течение вечности, и всё, что ещё будет в течение беспредельного времени.

Всё, к чему мечтаешь прийти со временем, может быть сейчас твоим, если к себе же не будешь скуп, то есть если оставишь всё прошлое, будущее поручишь промыслу, и единственно с настоящим станешь справляться праведно и справедливо.

Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его ещё не имеем.

О справедливости

Справедливо – это благородно и без обиняков высказывая правду и поступая по закону и по достоинству.

Суди каждое слово и поступок в соответствии с их природой, и пусть тебя не смущает хула других людей и любые их слова. Ибо у других людей свои особые принципы.

Помни, что изменить своё мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.

Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием: часто она состоит именно в бездействии.

О любви

Любить тех, кто ошибается и заблуждается,- особое свойство человека. Такая любовь рождается тогда, когда ты понимаешь, что все люди – твои братья. Что они погрязли в невежестве и заблуждаются не по своей воле.

Чем больше человек любит себя, тем сильнее он зависит от мнения окружающих.

Совокупление — трение внутренностей и выделение слизи с каким-то содроганием.

О врагах

Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав. У меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.

Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него.

Не проникайся ни тем убеждением, которого держится обидчик, ни тем, которое он хочет навязать тебе, но всё рассматривай со стороны истины.

О хорошем человеке

Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.

Следует раз и навсегда положить конец дискуссиям о том, каким должен быть хороший человек, и просто… стать им.

Кто бы что ни делал и ни говорил, я должен оставаться хорошим человеком.

О великом

Мечтайте о великом: лишь великие мечты в силах затронуть людские души.

Гнаться за невозможным – безумие.

Делать добро и пользоваться в то же время дурной славой — в этом есть нечто царственное.

О славе

Что же такое вечная слава? Сущая суета. Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чём помнят.

Или тебя увлекает жалкая слава? Посмотри, с какой быстротой все погружается в забвение, как зияет вечность, беспредельная в обе стороны, как пуст всякий отзвук, какая переменчивость и неразборчивость у тех, кто как будто хвалит тебя, и какое узкое очерчено для тебя пространство. Да и вся-то земля точка. Какой же уголок в ней занимает твое местопребывание? И много ли здесь таких, что станут хвалить тебя и каковы они сами?

О душе

Самое тихое и безмятежное место, куда человек может удалиться, — это его душа. Почаще же разрешай себе такое уединение и черпай в нём новые силы.

Приучай себя внимательно относиться к словам других людей и старайся по возможности проникнуть в душу говорящего. Но что тебе там делать?

О богах

Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот.

Боги или безвластны, или же властны. Если они безвластны, то зачем ты молишься им? Если же они властны, то не лучше ли молиться о том, чтобы не бояться ничего, не желать ничего, не огорчаться ничем, нежели о наличности или отсутствии чего-либо?

О добре

Против доброты невозможно устоять. Что может сделать вам даже самый непонятливый человек, если вы постоянно добры к нему?

Если ты сделал добро, а другой испытал добро, то чего же ты, уподобляясь глупцам, стремишься ещё к чему-то третьему, вроде славы доброго человека или награды?

Об уме

Надо покорять умом то, что нельзя одолеть силой.

Если ты проникнешься известными основоположениями и отдашься служению разуму, то через десять дней покажешься богом тем, кому теперь кажешься зверем и обезьяной.

О честности

Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам.

Говорить правду – это не столько дело воли, сколько привычка.

О разном

То, что не пропускает света, само лишает себя его.

Люди не знают, сколько многозначны такие слова, как «воровать», «сеять», «покупать», «бездействовать», «усматривать надлежащее»; для этого знания нужны не телесные очи, а некий другой орган зрения.

Чем бы я ни был, я только немощное тело, слабое проявление жизненной силы и господствующего начала. Пренебреги своим телом, как будто ты при смерти. Оно лишь кровь да кости, бренное плетение нервов, жил и артерий.

Проблема в том, что, не рискуя, мы рискуем в сто раз больше.

Марка Аврелия почитали как императора-философа. Это весьма редкое сочетание, ведь по сути стремления, образ жизни и «работа» императоров и философов разнонаправленны, а скорее даже противоположны. Из аналогичных примеров мне вспоминается только впечатляющий, но кратковременный опыт управления страной китайского мудреца Конфуция (см. цитаты Конфуция).

Цитаты про Марка Аврелия

Эпиктет: Кто хочет угодить богу, должен стараться походить на него: должен быть верным, как он верен, милостивым, как он милостив, свободным, как он свободен, великодушным, как он великодушен. Э. Ренан: Марк Аврелий – человек, который совмещает в себе всё, что было доброго в античном мире, и представляет для критики то преимущество, что является перед нею без покров, благодаря письменному свидетельству, искренность и подлинность которого неоспоримы. Л. Толстой: В жизни Марка Аврелия было столько хорошего, а в мыслях его – столько мудрого, что стоит заняться ими, оставив в стороне его ошибки; они касаются его, а не нас. Мыслями же его мы можем воспользоваться: в них мы найдем много такого, что поможет нам самим жить лучше. (кстати, цитаты Льва Толстого) Д. Мережковский: Если вы возьмете эту книгу в руки с искренней жаждой веры, с тревожной совестью и душою, взволнованной великими несмолкаемыми вопросами о долге, о смысле жизни и смерти, — дневник Марка Аврелия вас увлечет, покажется более близким и современным, чем многие создания вчерашних гениев… Эта книга — живая. Она может не произвести никакого впечатления, но, раз она затронула сердце, ее уже нельзя не любить. А. Лосев: Марк Аврелий, как и Эпиктет, настолько низкого мнения о человеческой душе, что единственный выход для них – это только милость божья. П. Адо: Пессимистические формулы Марка Аврелия являются вовсе не выражением личных взглядов пресыщенного императора, но духовными упражнениями, практиковавшимися в соответствии со строгой методикой.

Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!

Поделиться ссылкой:

Ещё интересные статьи:

Подчеркни слова в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук

Как определить масштаб?

Виды образования в России: Начальное, Среднее, Высшее в чем разница?

«Готовить» проверочное слово

Тест по творчеству Горького с ответами 11 класс

Эмигрант и иммигрант разница кто это такие?

Экология: биология взаимодействия

Таблица времен английского языка с примерами и словами помощниками

  • Образование

Страницу просмотрели — раз!

Оценить статью:

(
1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Текст книги «Высказывания и афоризмы»

Марк Аврелий

(сост. А. Н. Филиппов)

Высказывания и афоризмы

Проявление промысла природы

Римский император Антонин

, правивший в 161—180 годах до н. э,, более известный под именем Марка Аврелия, философа; родился в Риме в 121 году и спустя семнадцать лет вместе с Люцием Вером был усыновлен их дядей Антонином (Пием), в том же году унаследовавшим императорский престол от Адриана. В 147 году он сделался соправителем государства, а после смерти дяди Пия императорская власть всецело перешла к нему, и он немедленно разделил престол с Люцием Вером.

В двадцатипятилетнем возрасте

он с увлечением предался изучению стоической философии.

Это был выдающийся правитель

, но царствование его не было счастливым. Во все время его правления бесконечные войны потрясали империю, на нее обрушился целый ряд бедствий, одно тяжелее другого. наводнение, землетрясение, голод сменяли друг друга. Но в конце концов удача всегда сопутствовала Аврелию. Несмотря на упорные войны, Марк Аврелий умел находить время для многих благотворных мероприятий в области внутреннего управления и юстиции.

Его самое знаменитое сочинение

, записки на греческом языке, под заглавием «К самому себе» («Размышления»), делятся на 12 книг и дышат благородством и возвышенностью стоицизма. Содержание этих записок – вопросы практической морали. Идеалом человека Марк Аврелий признает совершенное равнодушие ко всяким лишениям и самую искреннюю любовь к людям. Он первый произнес слово «космополит». «Ты, как человек, – говорит он, – гражданин всего мира, ты – космополит». Все происходящее в мире Марк Аврелий рассматривает как проявление промысла природы, отождествляемой с богом – активным, разумным и материальным началом, проникающим весь мир и объединяющим его в единое целое. Человек должен активно сотрудничать с миром, то есть с богом, ибо в мире все происходит согласно его естественным законам.

Анатолий Филиппов

Да живи ты

хоть три тысячи лет, хоть тридцать тысяч, только помни, что человек никакой другой жизни не теряет, кроме той, которой жив; и живет лишь той, которую теряет. Вот и выходит одно на одно длиннейшее и кратчайшее. Ведь настоящее у всех равно, хотя и не равно то, что утрачивается; так оказывается каким-то мгновением то, что мы теряем, а прошлое и будущее терять нельзя, потому что нельзя ни у кого отнять то, чего у него нет. Поэтому помни две вещи. Первое, что все от века единообразно и вращается по кругу, и безразлично, наблюдать ли одно и то же сто лет, двести или бесконечно долго. А другое, что и долговечнейший и тот, кому рано умирать, теряет ровно столько же. Ибо настоящее – единственное, чего они могут лишиться, раз это, и только это имеют, а чего не имеешь, то нельзя потерять.

Не все ли равно

, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении и, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг.

Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.

О смерти

: или рассеянье, если атомы, или единение, и тогда либо угасание, либо переход.

Смерть – такое же

, как рождение, таинство природы, соединение из тех же первооснов в те же. И нет в ней ничего ни для кого постыдного: нет в ней для духовного существа непоследовательности, нет и противоречия с его строением.

1

Человек никакой другой жизни не теряет, кроме той, в которой жив, и живет лишь той, которую теряет.

Если духовное у нас общее

, то и разум, которым мы умны, у нас общий. А раз так, то и тот разум общий, который велит делать что-либо или не делать; а раз так, то и закон общий; раз так, мы граждане; раз так, причастны некоей государственности; раз так, мир есть как бы город. Ибо какой, скажи, иной общей государственности причастен весь человеческий род? Это оттуда, из этого общего города идет само духовное, разумное и законное начало – откуда же еще? Что во мне землисто – от земли какой-нибудь уделено мне, влажное – от другого начала, душевное – из некоего источника, а горячее и огненное – из собственного источника (ведь ничто не происходит из ничего, как и не уходит в ничто); так и духовное идет же откуда-то.

Как дыхание соединяет тебя

с окружающим воздухом, так пусть разумение соединяет с окружающим все разумным, потому что разумная сила разлита повсюду и доступна тому, кто способен глотнуть ее, не менее, чем воздушное доступно тому, кто способен дышать.

Крепись в себе самом.

Разумное ведущее по природе самодостаточно, если действует справедливо и тем самым хранит тишину.

По-разному летят мысль и стрела:

мысль, даже когда она осторожна или изворачивается, рассматривая что-либо, несется, тем не менее, прямо и к своему предмету.

Разум есть у тебя?

Есть. Зачем же без него обходишься? Или чего еще желаешь, когда он делает свое дело?

Спеши всегда кратчайшим путем

, а кратчайший путь – по природе, чтобы говорить и делать все самым здравым образом. Потому что такое правило уводит от трудов и борений, от расчетов и всяких ухищрений.

Там, где можно свершить дело

по общему богам и людям разуму, там ничего нет страшного. Потому что где дано получить потребное от блаженно шествующей и поступающей сообразно с устроением деятельности, там не подозревай никакого худа.

2

Тщеславный признает собственным благом чужую деятельность, сластолюбец – свое переживание, разумный – собственное деяние.

«Искусства выше всякое природное»

– оттого искусства и подражают природам. А если так, то уж совершеннейшая и самая многообъемлющая из природ не уступит, думается, хотя бы и самой искусной изобретательности. И как все искусства делают более низкое ради высшего, так же точно и общая природа.

Внутрь гляди

, внутри источник блага, и он всегда может пробиться, если будешь всегда его откапывать.

Все сплетено одно с другим,

и священна эта связь, и ничего почти нет, что чуждо другому. Потому что все соподчинено и упорядочено в едином миропорядке. Ибо мир во всем един, и бог во всем един, и естество едино, и един закон – общий разум всех разумных существ, и одна истина, если уж одно назначение у единородных и единому разуму причастных существ.

Гляди внутрь

; пусть в любом деле не ускользнет от тебя ни собственное его качество, ни ценность.

Вечность – это как бы река

явлений и стремительно несущийся поток. Только что успело показаться одно, и оно уже уплыло, как проносится другое и торопится подплыть третье.

Если б хулили моряки

кормчего, а больные врача,, кого б потом держались и как ему самому доставлять тогда спасение плавающим или здоровье врачуемым?

Безобразно

, когда послушное лицо соблюдает вид и порядок по воле разумения, а в самом-то разумении ни вида, ни порядка
.
Кто не знает, что такое мир

, не знает, где он сам. А кто не знает, для чего он рожден, не знает, ни кто он, ни что такое мир. А кто опустит что-нибудь из этого, не скажет и того, для чего сам он родился. Так кем же, скажи, представляется тебе тот, кто избегает или гонится за шумом похвал от тех, кто не знает ни где они, ни кто такие?

Либо стройный миропорядок

, либо груда, мешанина, и все-таки миропорядок Может ли это быть, что в тебе есть некий порядок, а в мировом целом одна беспорядочность? И это при том, что все так и разлито, и различено и единострастно?

3

Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней.

На ход вещей

нам гневаться не следует – что им за дело?!

Надо осознавать

что говорится – до единого слова, а что происходит – до единого устремления. В одном случае сразу смотреть, к какой цели отнесено, а в другом уловить обозначаемое.

Что улью не полезно

, то пчеле не на пользу.

Подброшенному камню

упасть не зло, да и вверх взлететь не такое уж благо.

Время человеческой жизни

– миг; ее сущность – вечное течение; ощущение смутно; строение всего тела бренно; душа неустойчива; судьба загадочна; слава недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе – сновидению и дыму. Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение. Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии.

Здоровому

глазу надо глядеть на все, что зримо, а не говорить «Зеленого мне!». Ибо это для больного глазами. И слух здоровый, и обоняние должны быть готовы что бы то ни было слушать и обонять. И желудку здоровому относиться к любой снеди так, как жернов ко всему, что велено ему перемалывать по его устроению. Точно так же и здоровое разумение должно быть готово ко всему, что происходит; если же оно говорит: «Дети были б здоровы» или «Пусть все хвалят всё, что я делаю», так это глаз, ищущий зеленого, или зуб – нежного.

Любить только то

, что тебе выпало и отмерено. Что уместнее этого?

Люди рождены друг для друга

. Значит, переучивай – или переноси.

Не стыдись, когда помогают

; тебе предстоит задание, как бойцу на крепостной стене. Ну что же делать, если ты, прихрамывая, не в силах один подняться на башню, а с другими вместе это возможно?

4

Искусство жить похоже скорее на искусство борьбы, чем танца, потому что надо стоять твердо и с.готовностью к неожиданному, а не к известному заранее.

Срок человеческой жизни

– точка; естество – текуче; ощущения – темны, соединение целого тела – тленно; душа – юла, судьба – непостижима, слава – непредсказуема. Сказать короче: река – все телесное, слепота и сон – все душевное; жизнь – война и пребывание на чужбине, а память после – забвение. Тогда что способно сопутствовать нам? Одно и единственное – философия.

Как у врача

всегда под рукой орудия и железки на случай неожиданного вмешательства, так пусть у тебя будут наготове основоположения для распознания дел божественных и человеческих и для того, чтобы даже и самое малое делать, памятуя о взаимной связи того и другого. Ведь не сделаешь ничего человеческого хорошо, не соотнеся это с божественным, и наоборот.

Либо боги ничего не могут

, либо могут. Если не могут, зачем молишься? А если могут, почему бы не помолиться лучше о том, чтобы не бояться ничего такого, ни к чему такому не вожделеть и ни о чем таком не печалиться? И совсем не о том, чтобы чего-то не было или что-то было. А уж, конечно, если боги могут содействовать людям, то и в этом могут содействовать. Ты скажешь, пожалуй: боги сделали, чтобы это от меня зависело. Так не лучше ли тогда распоряжаться свободно тем, что от тебя зависит, чем рабски и приниженно быть небезразличным к тому, что не зависит от тебя? И кто сказал тебе, будто боги не поддерживают нас и в том, что от нас же зависит? Ты начни молить об этом – увидишь. Этот молится: как бы мне спать с нею! А ты: как бы не пожелать спать с нею! Другой: как бы от того избавиться! Ты же: как бы не нуждаться в том, чтобы избавиться! Третий: как бы не потерять ребенка! Ты: как бы не бояться потерять! Поверни так все твои моления и рассмотри, что будет.

Любопытствующим

: «где ты богов видел и откуда взял, что существуют они, чтобы так их почитать?» Ну, во-первых, и глазами можно их видеть. Кроме того, я и души своей не видал, а ведь чту же ее. Так и с богами: в чем вновь и вновь испытываю силу их, чрез то постигаю, что они существуют, и вот благоговею.

Ты подари себе вот это время

. Кто гонится за славой в потомстве, не учитывает, что те будут другие эти, которые в тягость, и тоже смертные. И вообще, что за дело тебе, какие они там издают звуки и как именно признают тебя?

Три вещи, из которых ты состоишь

: тело, дыханье, ум. Из них только третье собственно твое, остальные твои лишь в той мере, в какой надо тебе о них заботиться.

У кого нет в жизни

всегда одной и той же цели, тот и сам не может во всю жизнь быть одним и тем же. Сказанного недостаточно, если не добавишь и то, какова должна быть эта цель. Ибо как сходно признание не всего того, что там представляется благами большинству, а только вот таких, именно общих, благ, так и цель надо поставить себе именно общественную и гражданскую. Потому что, кто направит все свои устремления к ней, у того и все его деяния станут сходны, и оттого сам он всегда будет тот же.

5

Как морской песок опять и опять ложится поверх прежнего, так прежнее в жизни быстро заносится новым.

Или тебя увлекает жалкая слава?

Посмотри, с какой быстротой все погружается в забвение, как зияет вечность, беспредельная в обе стороны, как пуст всякий отзвук, какая переменчивость и неразборчивость у тех, кто как будто хвалит тебя, и какое узкое очерчено для тебя пространство. Да и вся-то земля точка. Какой же уголок в ней занимает твое местопребывание? И много ли здесь таких, что станут хвалить тебя, и каковы они сами?

Кого слава у потомков волнует

, тот не представляет себе, что всякий, кто его поминает, и сам-то очень скоро умрет, а следом тот, кто его сменит, и так пока не погаснет, в волнующихся и угасающих, всякая память о нем. Ну предположим, бессмертны были бы воспоминающие и память бессмертна – тебе что с того? Не говорю уж мертвому – что проку тебе живому от похвал? Или другой у тебя расчет? Ибо некстати ты пренебрегаешь тем, что сейчас дарует природа, которая получает у тебя некий иной смысл.

Не переводи остаток жизни

за представлениями о других, когда не соотносишь это с чем-либо общеполезным.

Если положишь себе за благо

или зло что-нибудь, что не в твоей воле, то, как только будешь ввергнут в такую беду или не дается тебе такое вот благо, неизбежно станешь бранить богов, а людей ненавидеть за то, что стали или, как ты подозреваешь, могут стать причиной того, что ты ввергнут или не далось. И много же мы творим зла из-за такого различения. Если же будем заниматься только тем благом и злом, что зависят от нас, то нет никакой причины ни бога винить, ни на человека восстать как на врага.

Не сбиваться

: во всяком устремлении являть справедливость, во всяком представлении – беречь способность постигать.

Несправедливость

не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии.

О боли

: что непереносимо, уводит из жизни, а что затянулось, переносимо. И мысль через обретение себя сохраняет свою тишину, и ведущее не станет хуже. А раз уж какие-то части пострадали от боли, то пусть, если могут, сами заявят об этом.

6

Совершенство характера – это то, чтобы всякий день проводить как последний, не возбуждаться, не коснеть, не притворяться.

Погрешающий

погрешает против себя, несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло.

Радость человеку

– делать то, что человеку свойственно. А свойственна человеку благожелательность к соплеменникам, небрежение к чувственным движениям, суждение об убедительности представлений, созерцание всеобщей природы и того, что происходит в согласии с ней.

Часто несправедлив тот

, кто не делает чего-либо, а не только тот, кто что-либо делает.

Раз уж сами не приходят

к тебе вещи, за которыми ты гонишься и от которых – также в смятении – бежишь, а это ты некоторым образом сам к ним приходишь, то пусть хоть суд-то твой о них успокоится – тогда и они недвижны, и тебя нельзя будет увидеть ни гоняющимся, ни избегающим.

С мужеской

, с римской твердостью помышляй всякий час, чтобы делать то, что в руках у тебя, с надежной и ненарочитой значительностью, приветливо, благородно, справедливо, доставив себе досуг от всех прочих представлений.

Считай себя достойным

всякого слова и дела по природе, и пусть не трогает тебя последующая брань или молва, а только то, прекрасно ли сделанное и сказанное – не отказывай сам же себе в достоинстве.

Что не вредно городу

, не вредит и гражданину. При всяком представлении о вреде применяй такое правило: если городу это не вредит, не вредит и мне; если же вредит городу, то не следует сердиться на повредившего городу.

Благодетельствуемый не устает.

Благодеяние есть 1 деяние, согласное с природой. Так не уставай же, благодетельствуя, благодетельствовать себе,

Задача жизни

не в том, чтобы быть на стороне ! большинства, а в том, чтобы жить согласно с вну-) • тренним, сознаваемым тобой законом.

В письме и чтении

не станешь властвовать прежде, чем побудешь подвластным. В жизни тем
I
более так.

Ветка

, отрубленная от соседней ветки, непременно уже отрублена и от всего растения. Точно так человек, отщепленный от одного хотя бы человека, отпал уже от всей общности. Да ветку-то хоть другой отрубает, а человек сам отделяет себя от ближнего, если ненавидит и отвращается, того не ведая, что заодно и от всей гражданственности себя отрезал.

Гнаться за невозможным

– безумие. А невозможно, чтобы негодные не поступали в общем именно так.

Когда тебя задевает

чье-нибудь бесстыдство, спрашивай себя сразу: а могут бесстыдные не быть в мире? Не могут. Тогда не требуй невозможного. Этот – он один из тех бесстыдных, которые должны быть в мире. И пусть то же самое будет у тебя под рукой и с жуликом, и с неверным, и со всяким как-либо погрешающим, вспомнишь, что невозможно, чтобы не существовал весь этот род, и станешь благожелательнее к каждому из них в отдельности.

Брать без ослепления

, расставаться с легкостью.

7

Не надлежит – не делай;

не правда – не говори..

пусть твое

устремление будет

устойчиво во всем.

Кто бежит от хозяина

– беглый раб. А закон это хозяин, и беглый раб тот, кто его преступает. Так же и тот, кто опечален, кто сердится и кто опасается чего-то, что стало, становится, станет – чего-то, что повелел тот, кто управляет всем, а ведь это закон, раз в нем концы всего, что кому уделено. И, следовательно, тот, кто опасается, печалится или сердится, – беглый раб.

Если что-либо тебе не по силам

, то не решай еще, что оно вообще невозможно для человека. Но если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе.

Говорить правду

– это не столько дело воли, сколько привычки.

Постыдно, чтоб в той жизни

, в которой тело тебе не отказывает, душа отказывала бы тебе раньше.

Люби скромное дело

, которому научился, и в нем успокойся. А остаток пройди, от всей души препоручив богам все твое, из людей же никого не ставя ни господином себе, ни рабом.

Настоящий способ отомстить врагу

– это не походить на него.

Не в переживаниях

, а в деятельности добро и зло разумного гражданственного существа, как и добродетель его и порочность в деятельности, а не в переживаниях.

Не действуй как бы нехотя

, необщественно или же необдуманно, или же зависимо. Пусть вычурность не изукрасит твою мысль; многословен и многосуетен не будь. И пусть бог, что в тебе, будет покровитель существа мужеского, зрелого, гражданственного, римлянина, правителя, того, кто сам поставил себя в строй и по звуку трубы с легкостью уйдет из жизни, не нуждаясь ни в клятвах, ни в людском свидетельстве; в нем лишь веселие и независимость от помощи другого и независимость от того покоя, который исходит от других. Верно: «исправным быть, а не исправленным».

Нет, что они делают!

– людей, живущих в одно с ними время и вместе с ними, они хвалить не желают, а сами тщатся снискать похвалу у потомков, которых никогда не видели и не увидят. Отсюда совсем уж близко до огорчения, что предки не слагали тебе похвальных речей.

Никогда не расценивай

как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть кого-нибудь, заподозрить, проклясть, притворствовать, возжелать чего-нибудь, что нуждается в стенах и завесах. Право, тот, кто предпочел собственный разум и своего гения, и таинства его добродетели, тот не разыгрывает трагедию, не стенает, не нуждается ни в одиночестве, ни в многолюдстве. А главное – станет жить, не гоняясь и не избегая, а будет ли он больший отрезок времени распоряжаться душой и объемлющим ее телом или же меньший, это ему ничуть не важно.

Лучший способ защититься —

не уподобляться.

Раскаяние, когда спохватишься, что упустил нечто дельное; а ведь доброе – это непременно нечто дельное, и человеку достойному и прекрасному следует стараться о нем. Но ведь прекрасный и достойный человек не может раскаиваться, что он упустил какое-нибудь наслаждение, а следовательно, наслаждение и не дело, и не благо.

Самый презренный вид малодушия

– это жалость к самому себе.

8

Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве.

Сколько испорченного и показного

в том, кто говорит: «Знаешь, я лучше буду с тобой попросту». Что ты, человек, делаешь? Незачем наперед говорить – объявится тут же; должно, чтобы прямо на лице это было написано, чтобы это было прямо в голосе, чтобы прямо исходило из глаз – так любимый сразу все узнает во взгляде любящего. Вообще простой и добротный должен быть вроде смердящего, так, чтобы стоящий рядом, приблизившись к нему, хочет или не хочет, тут же это почувствовал. А старательность – простоте нож. Ничего нет постыднее волчьей дружбы. Этого избегай всего более. Добротный, простой, благожелательный по глазам видны – не укроются.

Странно

! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, – тем, чего устранить не может, – а не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти.

Я часто изумлялся

, как это всякий себя больше всех любит, а свое признание о себе самом ставит ниже чужого. Вот если бы бог стал с кем-нибудь рядом или проницательный учитель и велели бы ничего не думать и не помышлять без того, чтобы, чуть осознав, тут же и вслух произнести, так ведь никто этак и дня не выдержит. Значит, мы больше, чем самих себя, почитаем, что там про нас думают ближние.

Спрашивать себя сразу

по пробуждении от сна: безразлично ли тебе будет, чтобы другой был справедлив и хорош? – Будет безразлично. А не забыл ты, что эти вот люди, напыщенно раздающие похвалы и хулу другим, таковы вот на ложе и за столом и что они делают, чего избегают, за чем гонятся, что воруют, а то и грабят – не руками-ногами, а драгоценнейшей своей частью, в которой, если она того захочет, являются верность, стыд, правда, закон и добрый гений.

Ты сделал добро другому

– сделано добро. Что же ты, как безумец, ищешь что-то третье сверх этого? Чтобы еще и знали, как хорошо ты сделал, или чтобы возмещение получить?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: