Высказывания мыслителей и педагогов о роли учителя занимательные факты


Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Лев Николаевич Толстой, граф, писатель, мыслитель, педагог. В жизни и литературном творчестве Лев Николаевич Толстой большое внимание уделял педагогическим вопросам. Педагогическая деятельность Льва Николаевича подробно описана им самим в его статьях: «О народном образовании», «О методах обучения грамоте», «Воспитание и образование» и «Прогресс и определение образования»…

В первый период педагогической деятельности (1859-1962), названный Толстым временем «трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом», жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии.
Второй период педагогической деятельности Л.Н. Толстого (1870-1876) связан с созданием «Азбуки» (кн. 1-4, 1872) и «Новой Азбуки» (1875), направленных на развитие «нравственных чувств, воображения, поэтического чутья» учащихся.

Третий период педагогических исканий Л.Н. Толстого (конец 1880-х гг. – 1910) связан с разработкой религиозно-нравственного учения, которое считал главным делом своей жизни.

Цитаты Литература Ссылки
итаты Л. Н. Толстого
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель.

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.

Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?

Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
итератураКниги
Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений : [в 91 т.] / Л.Н. Толстой. – Репр. воспроизведение изд. 1928-58 гг. — М. : ТЕРРА, 1992. Т. 8 : Педагогические статьи 1860-1863. – 664 с.

Толстой Л.Н / сост. С.Ф. Егоров. — М. : ИД Шалвы Амонашвили, 1997. – 224 с. — (Антология гуманной педагогики).

Толстой, Л.Н. Азбука; Новая азбука / [авт.-сост. В.Г. Горецкий, Г.В. Карпюк ]. – М. : Просвещение, 1987. – 574 с.

Л.Н. Толстой в школе / под ред. В.В. Голубкова , С.М. Петрова. – М. : Просвещение, 1965. – 399 с.

Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой. — 2-е изд., доп. — М. : Учпедгиз, 1953. — 441 с.

Кудрявая, Н.В. Лев Толстой о смысле жизни : образ духовного и нравственного человека в педагогике Л.Н. Толстого / Н.В. Кудрявая. — М. : Красный пролетарий, 1993. – 176 с.

Статьи

Барутчева, Е. Мы все будем учиться : [яснополянская школа Л.Н. Толстого] // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 9. — С. 82-91.

Гончарова, Т.И. Да будут наши помыслы чисты! : [о пед. системе Л. Н. Толстого] / Т.И. Гончарова, И.Ф. Гончаров // Сов. педагогика. — 1991. — № 9. — С. 94-98.

Гриценко, З. Классика о нас : [пед. аспекты классической и современной детской лит.] // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 9. — С. 72-80. В статье сравниваются произведения для детей классика Л.Н. Толстого и современных детских писателей.

Заварзина, Л.Э. Л.Н. Толстой в оценке П.Ф. Каптырева : [к 180-летию со дня рождения Л.Н. Толстого] // Педагогика. — 2008. — № 8. — С. 65-76.

Из педагогического наследия [Л.Н. Толстого] // Начальная школа. — 1994. — № 1. – С. 7-15. — Содерж. : Л. Н. Толстой о природосообразности воспитания детей / А.А. Шаталов; Дидактические уроки Л.Н. Толстого / Н.В. Фоменко.

Изместьева, Г.П. Дмитрий Андреевич Толстой // Вопросы истории. — 2006. — N 3. – С. 70-87.

Квятковский, Е. Л.Н. Толстой. Педагогические идеи «Азбуки» и книг для чтения // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 6. — С. 60-63.

Кудрявая, Н. В. Лев Толстой о гуманизации наук // Педагогика. — 1994. — № 3. — С. 80-84.

Кудрявая, Н.В. Образ нравственного человека в педагогике Л.Н. Толстого // Сов. педагогика. — 1988. — № 10. — С. 86-92.

Кудрявая, Н.В. Педагогические искания Л. Н. Толстого // Сов. педагогика. — 1987. — № 9. — С. 101-107.

Кудрявая, Н.В. Религиозно-нравственное учение Л.Н. Толстого: философские аспекты // Педагогика. — 1993. — № 1. — С. 82-87.

Латышина, Д.И. Л.Н. Толстой — народный учитель : [об организации учебно-воспитательного процесса в яснополянской школе] // Начальная школа. — 2008. — № 8. – С. 3-6.

Ремизов, В. Школа в Ясной Поляне : [о пед. системе Л. Н. Толстого] // Слово. — 1990. – № 9. — С. 50-52.

Степанова, М. Лев Толстой и дети : [к изуч. пед. наследия писателя] // Дошкольное воспитание. — 1988. — № 10. — С. 88-93.

Шаталов, А. А. Л.Н. Толстой и русская школа // Педагогика. — 2007. – № 1. — С. 86 — 93.
сылки
https://tolstoy.lit-info.ru/tolstoy/bio/biryukov/biografiya-biryukov-1-14.htm

https://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/tolstoy_ln.html

https://www.detskiysad.ru/ped/ped126.html

https://www.gala-d.ru/parts/part13.html

https://tolstoy.lit-info.ru/review/tolstoy/001/78.htm

Высказывания мыслителей и педагогов о роли учителя занимательные факты

Высказывания мыслителей и педагогов о роли учителя

Мыслители и педагоги всех времён подчёркивали высокое общественное значение учителя. Библиотека высказываний великих мыслителей, философов и педагогов о профессии учителя огромна, вот лишь небольшая подборка…

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем…»(Конфуций)

«Учитель и ученик растут вместе…»(Конфуций)

«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством…»(Конфуций)

«Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает ему поклона — так высоко древние чтили учителя…»(Конфуций)

«Уча других, мы учимся сами…»(Л. Сенека)

«Ученики должны искать одобрения учителя, а не учитель — одобрения учеников…»(М. Квинтилиан)

«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь…»(М. Квинтилиан)

«Большое несчастье, когда приёмы учителя отбивают у ребёнка всякую охоту к знаниям, прежде чем он может понять разумные основания, по которым он должен любить их. Первый шаг на пути образования — это привязанность к своему наставнику…»(З. Роттердамский)

«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому…»(М. Монтень)

«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле…»(Н. А. Коменский)

«Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам желает…»(Н. А. Коменский)

«Тот, кто мало знает, малому может и учить…»(Н. А. Коменский)

«Величайшая ошибка при воспитании — это чрезмерная торопливость…»(Ж.-Ж. Руссо)

«Воспитание и только воспитание — цель школы…»(И. Песталоцци)

«Учитель, образ его мыслей, — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании…»(А. Дистервег)

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить…»(А Дистервег)

«Хорошие учителя создают хороших учеников…»(М. Остроградский)

«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника…»(В. Даль)

«Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребёнка…»(В. Одоевский)

«В воспитании нет ничего ничтожного…»(Н. Пирогов)

«Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели…»(Н. Пирогов)

«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета…»(К. Ушинский)

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях…»(К. Ушинский)

«Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель…»(К. Ушинский)

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель…»(Л. Толстой)

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию…»(Л. Толстой)

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться…»(Л. Толстой)

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян…»(Д. Менделеев)

«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние…»(Г. Адамс)

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь…»(В. Ключевский)

«Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами…»(Э. Хаббард)

«Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!»(А. Чехов)

«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать…»(У. Черчилль)

«Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей…»(Я. Корчак)

«Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность…»(П. Блонский)

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу…»(Р. Олдингтон)

«Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики…»(Д. Лихачёв)

«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло — потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету — осветлить его ум, просветить его…»(С. Соловейчик)

«Учитель — не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель — не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания — не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни…»(С. Соловейчик)

«Воспитание — это искусство, и потому без свободного воспитателя искусства воспитания нет. Педагогика — наука о свободном искусстве воспитания свободного человека…»(С. Соловейчик)

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах…» (Ш. Амонашвили)

Интернет ресурсы: https://infourok.ru/user/lagutina-inessa-viktorovna/blog/viskazivaniya-misliteley-i-pedagogov-o-roli-uchitelya-84978.html

Лев Толстой о воспитании детей

Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.

Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина – как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым.

Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях.»

Педагогическая деятельность

В отличие от тех, кто смотрел на народ как на младшего брата, которого надо поднять до себя, Толстой думал, наоборот, что народ бесконечно выше культурных классов и что господам надо заимствовать высоты духа у мужиков. Он деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всём Крапивенском уезде.

Яснополянская школа принадлежала к числу оригинальных педагогических экспериментов: в эпоху преклонения перед немецкой педагогической школой Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе. По его мысли всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли успешно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.

Условия нравственного воспитания

Свобода детской активности и детскому творчеству. Уважения ребёнка как личности. Протест против угнетения детей. Уважения к детским недостаткам.

Физическое воспитание Совершенствование физических качеств детей. Закаливание организма. Развитие физических качеств в народных играх и на природе.

Умственное развитие Развитие наблюдательности. Развитие способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Развитие творчества. Умственное развитие, связанное с обучением по книгам Толстого.

Лев Николаевич Толстой был несомненно прекрасным педагогом.

Цитаты про учителей, педагогов

22 Ноябрь 2021 admin Главная страница » Педагогика » Опыт великих

Работа учителя — одна из тех профессий, с которой особенно близко знакомится ребенок, и поэтому неудивительно, что она занимает большое место в его играх, а затем нередко становится предметом мечтаний юного человека. Но не всякий школьник, даже старшего возраста, восхищающийся педагогическим мастерством, хорошо понимает, какими качествами должен обладать человек, желающий посвятить себя великому делу обучения и воспитания подрастающего поколения.

Большое значение для успеха педагогической работы имеет правильное отношение к детям. Тот, кто не питает к детям живого интереса, раздражается от их малейших проступков— едва ли сможет стать хорошим педагогом. Лучшие педагоги всегда получают огромнее удовлетворение от работы с детьми. А дети, в свою очередь, хорошо чувствуют, приходит ли к ним в класс служащий, выполняющий свои обязанности, или же с ними занимается друг, энтузиаст своего дела, которым он увлечен, в которое вкладывает всю свою душу.

Из любви к детям рождается любовь к педагогическому труду. А эта любовь дает мастерство в работе. Для каждого ясно: учить можно только тому, что сам хорошо знаешь и к изучению чего питаешь большой интерес. Преподаваемый предмет должен быть любимой наукой учителя. Однако из этого вовсе не следует, что учитель ограничивает круг своих знаний и интересов узкими рамками одного своего предмета. Детский ум пытлив и любознателен. Сплошь и рядом дети задают учителю вопросы, далекие от его специальности. И нужно быть всегда готовым удовлетворить запросы детей. Поэтому учитель должен постоянно приобретать новые и новые сведения об окружающем мире, и не только по тому предмету, который преподает.

В плане определения профессиональных качеств учителя, особенностей педагогического труда интересны цитаты великих людей про учителей, педагогов. Они знакомят нас с тонкостями профессии, заставляют уважать профессию учителя, раскрывают ее сущность, передают личный опыт автора.

С цитатами про учителей полезно будет познакомиться будущим педагогам или школьникам, которые еще находятся на пороге выбора профессии.

Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других. Роза Люксембург

Воспитание — это учебный процесс, в начале которого ребёнка учат говорить, а в конце — молчать. Леонард Луис Левинсон

Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей. Жорж Сименон

Учитель не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто помогает раскрыть своему ученику то, что ему уже известно. Пауло Коэльо

Оттого, что мы будем сидеть в классах, рыться в энциклопедиях и в учебниках истории, мы не станем мудрее. О. Генри

Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого. ( Э.Хемингуэй)

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. (Л. Толстой)

Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. Горький М.

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. Хаббард Элберт Грин.

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (У. Черчилль)

В любой науке, в любом искусстве лучший учитель — опыт. Мигель де Сервантес

Опыт — лучший учитель. Его уроки мы хорошо запоминаем. Джеймс Фенимор Купер

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. Адольф Дистервег

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Адольф Дистервег

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу. Ричард Олдингтон

Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими. Ральф Уолдо Эмерсон

Опыт всему учитель. Гай Юлий Цезарь

Время — великолепный учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников. Гектор Берлиоз

Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. Луций Анней Сенека (младший)

От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется. Мария фон Эбнер-Эшенбах

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. Толстой Л. Н.

Учитель должен обладать максимальным авторитетом и минимальной властью. Томас Сас

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. Иоганн Вольфганг Гёте

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. Белинский В. Г.

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. Мишель де Монтень

Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими. Ральф Эмерсон

Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения. Адольф Дистервег

Учителя слишком много трудятся и слишком мало получают. В самом деле, это непростое и утомительное занятие снижать до самого дна уровень человеческих способностей. Джордж Б. Леонард

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. Василий Осипович Ключевский

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Дмитрий Менделеев

Существует только два типа учителей: те, кто учит слишком многому, и те, кто не учит вообще. Сэмюэл Батлер

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя. Леонардо да Винчи

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. Хаббард Э.

Свойство учителя — не колебаться в том, что сам он говорит. Иоанн Златоуст

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. Марк Порций Катон Старший

Повторять слова учителя — не значит быть его продолжателем. Дмитрий Писарев

Обучать — значит вдвойне учиться. Жозеф Жубер

Что переварили учителя, тем питаются ученики. Карл Краус

Педагог — человек, который лучше знает как воспитывать чужих детей, чем своих. Жюльен де Фалкенаре

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. Адольф Дистервег

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. Уинстон Черчилль

Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя. Сухомлинский В. А.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Адольф Дистервег

Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, — даже к самому себе. Фридрих Ницше

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Василий Осипович Ключевский

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. Толстой Л. Н.

Будь любезен с учителями. Даже если они не заслуживают твоего уважения, они заслуживают твоей жалости. Эшли Брильянт

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. Тадеуш Котарбиньский

Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. Антон Семенович Макаренко

Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать. Антон Семенович Макаренко

Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке. Януш Корчак

Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо. Владислав Катажиньский

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К. Д. Ушинский

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь. Аристотель

Учительство — неутраченное искусство, но уважение к учительству — утраченная традиция. Жак Мартен Барзэн

Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет. Боэций Дакийский

Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика. Шарлотта Бронте

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей. Вудро Вильсон

Плох тот ученик, который не превосходит учителя. Леонардо да Винчи

Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. Иоганн Вольфганг Гете

Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя. Н. В. Гоголь

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. В. И. Даль

Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека. Педагог — это инженер человеческих душ. М. И. Калинин

Воспитание ребенка — это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений — тяжких переживаний, усилий бессонных ночей и много, много мыслей- Януш Корчак

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Уильям Уорд

Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. Томас Фуллер

Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело Антон Павлович Чехов

Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика. Артур Шнабель

Тот, кто не помнит совершенно собственного детства, — плохой воспитатель. Мария фон Эбнер-Эшенбах

Людьми не рождаются, а воспитываются. Эразм Роттердамский

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Цитаты Л. Н. Толстого

Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры. Болтливость

Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят. Брак, семья

Если цель брака есть семья, то тот, кто захочет иметь много жен и мужей, может быть, получит много удовольствия, но ни в коем случае не будет иметь семьи. Брак, семья

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Брак, семья

Цель обеда есть питание и цель супружества — семья. Брак, семья

Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию. Величие, талант, гениальность

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего. Власть, политика, управление

Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки. Воспитание и воспитатели

Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить. Воспитание и воспитатели

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. Воспитание и воспитатели

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Воспитание и воспитатели

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Воспитание и воспитатели

Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя — и оно не может быть мыслимо иначе. Время

Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

Удивительно свойство самоуверенности. Какие бы ни были способности человека: ума, учености, всяких дарований, сердца даже, — если человек самоуверен, все эти качества становятся недостатками. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

Как человек не может сам поднять себя, так не может человек и похвалить себя. Напротив, всякая попытка человека хвалить себя роняет его в глазах людей. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

Тщеславие, забота о славе людской — это последнее снимаемое платье. Трудно его снять, а тяготит оно ужасно; потому что более всего мешает свободе души. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

Чем выше в своем собственном мнении подымается человек, тем положение его ненадежнее. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других, — он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

Человек гордый уважает не себя, а то мнение, которое о нем составляют люди; человек с сознанием своего достоинства уважает только себя и презирает людское мнение. Гордость, достоинство, самоуважение

Бедствие — это оселок для человеческой жизни. Горе, несчастье, беда

Великие, истинные дела — всегда просты, скромны. Дело, деятельность

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Доброта, человеколюбие

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Доброта, человеколюбие

Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба. Доброта, человеколюбие

Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься. Дружба, друзья

Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге. Дружба, друзья

Женщина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина. Женщины, мужчины

Смех — это человеколюбие. Жизнерадостность, оптимизм

Смех рождает бодрость. Жизнерадостность, оптимизм

Веселый тот, у кого радостное настоящее и радостное будущее. Жизнерадостность, оптимизм

Юмор — большая сила. Ничто так не сближает людей, как хороший, безобидный смех. Жизнерадостность, оптимизм

Человек должен быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся. Жизнерадостность, оптимизм

Возненавидеть жизнь можно только вследствие апатии и лени. Жизнь

Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только потому, что ум твой ложно направлен. Жизнь

Жизнь должна и может быть неперестающей радостью. Жизнь

Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого. Жизнь

Красота телесных форм всегда совпадает с понятием о здоровой силе, о деятельной жизненной энергии. Здоровье

Надо непременно встряхивать себя физически чтобы быть здоровым нравственно. Здоровье

Знание — орудие, а не цель. Знания, ученье, любознательность

Знание без нравственной основы — ничего не значит. Знания, ученье, любознательность

Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека. Знания, ученье, любознательность

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Знания, ученье, любознательность

Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны. Знания, ученье, любознательность

Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь. Знания, ученье, любознательность

Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания. Знания, ученье, любознательность

Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания. Знания, ученье, любознательность

Разврат не в чем-нибудь физическом, — ведь никакое безобразие физическое не разврат; а истинный разврат именно в освобождении себя от нравственных отношений к женщине, с которой входишь в физическое общение. Измена, предательство

Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение о том, что счастье в том, чтобы ничего не делать. Иллюзии, ошибки, заблуждения

Кто много знает, тот видит, как осторожно надо высказывать свое суждение, чтобы не ошибиться. А нахватавшийся верхов самоучка с необыкновенной смелостью судит обо всем. Иллюзии, ошибки, заблуждения

Ошибки дают разум. Иллюзии, ошибки, заблуждения

Нет счастья хуже того, когда человек начинает бояться истины, чтобы она не показала ему, как он дурен. Иллюзии, ошибки, заблуждения

Гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем до- вести дело до неисправимого. Иллюзии, ошибки, заблуждения

Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства. Искренность, правдивость, честность

Для того, чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе. Искренность, правдивость, честность

Правда коротка: ложь всегда многословна. Искренность, правдивость, честность

Если правда не указывает нам того, что мы должны делать, то она всегда укажет нам то, что мы не должны делать или должны перестать делать. Искренность, правдивость, честность

Не думай, чтобы говорить и делать правду нужно было только в делах важных. Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых пустых делах не позволять себе лжи. Не то важно, что большое или малое зло произойдет от твоей неправды, а то дорого, чтобы самого себя никогда не осквернять ложью. Искренность, правдивость, честность

Искусство есть одно из средств единения людей. Искусство

Искусство есть высочайшее проявление мужества в человеке. Искусство

Искусство, если оно искусство, должно быть доступно всем, а в особенности тем, во имя которых оно делается. Искусство

Искусство — одно из средств различения доброго от злого. Искусство

У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность. Искусство

Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Если он все нашел и все знает и учит или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поисках. Искусство

Величайшие истины — самые простые. Истина

Надо любить истину так, чтобы всякую минуту быть готовым, узнав высшую истину, отречься от всего того, что прежде считал истиной. Истина

Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей. Истина

Назначение разума — открывание истины, и потому великое и губительное заблуждение — употребление разума на скрывание или извращение истины. Истина

Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины. Истина

Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные в виде дурных книг, к несчастью, часто привлекательны. Книга, печать

Критика тогда только плодотворна, когда она, осуждая, указывает на то, чем бы должно быть то, что дурно. Критика

Льстец льстит только потому, что он невысокого мнения о себе и о других. Лесть, лицемерие, ханжество

Одна ложь родит другую. Теренций Чем больше ум и образование человека, тем ложь его вреднее для него и для других. Лживость, хитрость

Самая вредная ложь — это ложь хитрая, сложная и облеченная в торжественность и великолепие, как проявляется обыкновенно ложь религиозная. Лживость, хитрость

Самый верный признак истины — это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна. Лживость, хитрость

Ложь перед другими только запутывает дело и отдаляет решение; но ложь перед самим собою, выставляемая за правду, губит всю жизнь человека. Лживость, хитрость

Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя. Лживость, хитрость

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит. Любовь

Если сколько голов — столько умов, то сколько сердец — столько родов любви. Любовь

Любить — значит жить жизнью того, того любишь. Любовь

Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак, она обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье. Любовь

Ми не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их. Любовь

Свойство любви именно в том, что она дает благо тому, кто ее испытывает. Любовь

В мечте есть сторона, которая выше действительности. В действительности есть сторона, которая выше мечты. Полное счастье было бы соединением того и другого. Мечты, желания, надежды

Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет направления, а нет направления — нет жизни. Мировоззрение, идеалы, принципы, убеждения

Как ни странно, самые твердые, непоколебимые убеждения — самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны. Мировоззрение, идеалы, принципы, убеждения

Как скоро идеал, более высокий, чем прежний, поставлен перед человечеством, все прежние идеи меркнут, как звезды перед солнцем, и человек не может не признать высшего идеала, как не может не видеть солнца. Мировоззрение, идеалы, принципы, убеждения

Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение; мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу. Музыка

Музыка — это стенография чувств. Музыка

Дело науки — служить людям. Наука и её деятели

Деятельность научная и художественная в ее настоящем смысле только тогда плодотворна, когда она не знает прав, а знает одни обязанности. Наука и её деятели

Задачей науки должно быть познание того, что должно быть, а не того, что есть. Наука и её деятели

Наука и искусство так же необходимы для людей, как пища, и питье, и одежда, даже необходимее. Наука и её деятели

Наука, как это понималось всегда и понимается теперь большинством людей, есть знание необходимейших и важнейших для жизни человеческой предметов знания. Наука и её деятели

Науки и искусства — это то, что двигает людей вперед и дает им возможность бесконечного развития. Наука и её деятели

Не будь наук и искусств, не было бы человека и человеческой жизни. Наука и её деятели

Несомненный признак истинной науки — сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается. Наука и её деятели

Признание можно распознать. и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию. Наука и её деятели

Разумное и нравственное всегда совпадают. Нравственность, мораль

Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. Нравственность, мораль

В судьбе нет случайностей; человек скорее создает, нежели встречает свою судьбу. Обстоятельства, случайности, привычки

Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними. Общество, классы, коллектив

Индивидуализм или мнимый отрыв от общества так же нелеп в нашем представлении, как самоубийство. Общество, классы, коллектив

Человек немыслим вне общества. Общество, классы, коллектив

Человек, отделяющий себя от других людей, лишает себя счастья, потому что чем больше он отделяет себя, тем хуже его жизнь. Общество, классы, коллектив

Сказать, что я не могу сделать усилие для того, чтобы воздержаться от дурного поступка, — все равно, что признать себя не человеком, даже не животным, а вещью. Поведение, поступки

В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя. Поведение, поступки

Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз — то же дело становится привычней. Поведение, поступки

Одни из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают». Пороки

Привычка к праздной жизни для человека хуже всех бедствий в жизни. Праздность, лень

У того, кто ничего не делает, всегда много помощников. Праздность, лень

Освобождение себя от труда есть преступление. Праздность, лень

Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни. Праздность, лень

Сильные люди всегда просты. Простота, скромность

Простота есть главное условие красоты моральной. Простота, скромность

Простота. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других. Простота, скромность

Менее всего просты люди, желающие казаться простыми. Умышленная простота есть самая большая и неприятная искусственность. Простота, скромность

Только тогда легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя. Простота, скромность

Ничто так, как простота, не содействует сближению людей. Простота, скромность

Часто скромность принимается за слабость и нерешительность, но когда опыт докажет людям, что они ошиблись, то скромность придает новую прелесть, силу и уважение характеру. Простота, скромность

Не беда, если люди будут хвалить тебя за твои дела. Беда, если ты будешь делать дела для того, чтобы люди хвалили тебя. Простота, скромность

Девять десятых из всего числа преступлений, пятнающих человечество, совершены под влиянием вина. Пьянство, курение

Редкий вор и убийца совершает свое дело трезвым. Пьянство, курение

Люди от употребления вина становятся грубее, глупее и злее. Пьянство, курение

Пьяница никогда не идет вперед ни в умственном, ни в нравственном отношении. Пьянство, курение

Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты. Пьянство, курение

Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит душу людей и их потомство. Пьянство, курение

То, что очень трудно перестать пить вино и курить, есть ложное представление, внушение, которому не надо поддаваться. Пьянство, курение

Избавится от пьянства человек не тогда, когда он будет лишен возможности пить, а тогда, когда он не станет пить, хотя бы перед ним в его комнате стояло бы вино, и он слышал его запах, и ему стоило бы только протянуть руку. Пьянство, курение

Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освещает для него все явления жизни. Пьянство, курение

Казалось бы, для жизни людей им нужнее всего их разум, а между тем как много людей не боятся для своего удовольствия заглушить этот разум табаком, вином, водкой. Пьянство, курение

Трудно себе представить, какая счастливая перемена произошла бы в нашей жизни, если бы люди перестали одурманивать себя и отравлять себя водкой. Пьянство, курение

Наш разум и наша совесть самым настоятельным образом требуют от нас того, чтобы мы перестали пить вино и угощать им. Пьянство, курение

Духовенство и сознательно и преимущественно бессознательно старается для своей выгоды держать народ в диком суеверии. Религия, суеверия

Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими. Религия, суеверия

Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи. Родители, дети

Человек перестает осуждать других, как только победит самого себя. Слабохарактерность, раздражительность, неуживчивость

Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей. Смысл жизни

Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть. Смысл жизни

Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. Смысл жизни

Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. Совесть, честь

Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом. Совесть, честь

Совесть — верный руководитель жизни людей. Совесть, честь

Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь. Совесть, честь

Ничто вернее того, чего человек стыдится и чего не стыдится, не показывает ту степень нравственного совершенства, на которой он находится. Совесть, честь

В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для другого. Счастье, радость

Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. Счастье, радость

Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя. Счастье, радость

Счастье есть удовольствие без раскаяния. Счастье, радость

И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое, как на испытание. Счастье, радость

Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, — быть полезным и иметь спокойную совесть. Счастье, радость

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь. Счастье, радость

Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии. Терпеливость, упорство, настойчивость

Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни. Труд

Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, любимый и свободный труд; во-вторых, труд физический, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон. Труд

Труд, труд. Как я чувствую себя счастливым, когда тружусь. Труд

Физический труд не только не исключает возможности умственной деятельности, не только улучшает ее достоинство, но и поощряет ее. Труд

Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство. Труд

На то человек родился, чтобы жить своим умом. Ум, мудрость

Люди различаются тем, что одни прежде думают, потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают. Ум, мудрость

Каждый человек может и должен пользоваться всем тем, что выработал совокупный разум человечества, но вместе с тем может и должен своим разумом проверять данные, выработанные всем человечеством. Ум, мудрость

Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость. Ум, мудрость

Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты. Ум, мудрость

Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое — делать самому то, что он советует делать другим, второе — никогда не поступать против справедливости и третье — терпеливо переносить слабости людей, окружающих его. Ум, мудрость

Мудрость не боится незнания, не боится сомнений, труда, исследования, боится одного: утверждения того, что она знает, чего не знает. Ум, мудрость

Все-дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями. Ум, мудрость

Много худого на свете, а нет хуже худого разума. Первое худо — худой разум. Ум, мудрость

Сила в разуме. Голова без ума, что фонарь без свечи. Ум, мудрость

Не думай, чтобы мудрость представляла из себя свойство только особенных людей. Мудрость необходима всем людям и потому свойственна всем людям. Мудрость в том, чтобы знать свое назначение и средства исполнить его. Ум, мудрость

Мудрость во всех житейских делах, мне кажется, состоит не в том, чтобы узнать, что нужно делать, а в том, чтобы знать, что делать прежде, а что после. Ум, мудрость

Мудрость бесконечна — чем дальше подвигаешься в ней, тем она становится нужнее. Ум, мудрость

Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство. Характер, выдержка, самообладание

Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою. Характер, выдержка, самообладание

Самые ничтожные мелочи содействуют образованию характера. Характер, выдержка, самообладание

Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека — который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности — все различие людей. Люди, живущие только своими чувствами, — это звери. Человек, люди

Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Человек, люди

Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже. Человек, люди

Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том, что не промолчал. Язык, слово

Люди учатся, как говорить, а главная наука — как и когда молчать. Язык, слово

Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких усилий самое трудное — это усилие воздержания языка. Оно же и самое нужное. Язык, слово

Слово — выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Язык, слово

Слово есть поступок. Язык, слово

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: